АвторСообщение
редактор




Сообщение: 122
Зарегистрирован: 11.09.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.09.12 07:41. Заголовок: Анафемы старого синодика


Превращение Трапезы Господней в жертвоприношение, для восточной церкви теснейшим образом связано с постановлениями собора 1156-1157 годов.

Нет ли у кого возможности выложить сканы с дореформенных синодиков, содержащие соответствующие анафемы? Ниже приводятся четыре статьи Синодика (определения константинопольского собора 1157 г. супротив Сотириха) в переводе на русский язык (напомню, что сей собор имеет прямое отношение к русской церкви, т.к. был собран в том числе и по настоянию митрополита отправлявшегося на Русь и желавшего уточнить ряд вопросов):
 цитата:
Анафемы собора 1156-1157 годов:

1. Говорящим, что во время мироспасительной страсти Господа и Бога и Спасителя нашего Исуса Христа Жертву честного Его Тела и Крови, принесенную от Него о нашем спасении, как от архиерея, действовавшего ради нас по человечески (так как он Сам и Бог и жрец и жертва, согласно великому в богословии Григорию), Он принес Сам Богу и Отцу, но не принял как Бог с Отцом Сам Единородный и Дух Святый (так как через это они отчуждают от боголепного единочестия Самого Бога Слова и Единосущного и Единославного Сему Утешителя Духа), анафема трижды.

2. Не принимающим, что жертва, ежедневно приносимая принявшими от Христа Священнодействие Божественных Таин, приносится Святой Троице, как противоречащим Священным и Божественным Отцам Василию и Златоусту, с которыми согласны и остальные Богоносные Отцы в своих словах и писаниях, анафема трижды. (А где это Христос передаёт кому-то свое священство? Блж. Феодорит Кирский, толкование на послания св. апостола Павла, ч. 7,стр. 604-606, изд. 1861 г.: «Свидетельствует бо: ты еси священник во век по чину Мельхиседекову... И иным образом, говорит апостол, можно показать сходство того и другаго. Как Мельхиседек не имел преемников по священству, так и Христос не передает священства другому. И они множайши священницы быша, зане смертию возбранени суть пребывати. Сей же, занеже пребывает во веки, не преступное имать священство... Подзаконные священники имеют естество смертное, а потому не могут непрестанно священствовать, но преемниками священства у них дети. Христос же как безсмертный, сана священства другому не передает». Его же, ч. 1, стр. 327, изд. 1861 г.: «Его державою назвал священство по чину Мельхиседекову... сие приличествует не кому либо из людей, а единому только Господу нашему Исусу Христу, который по человечеству наименован нашим архиереем, ибо сказано: имуще архиерея великаго, прошедшаго небеса Исуса Господа нашего». - С.А.)

3. Слышащим Спасителя о преданном Им священнодействии Божественных Таин, говорящего: "сие творите в Мое воспоминание", но не понимающим правильно слова "воспоминание" и дерзающим говорить, что оно (т. е. воспоминание) обновляет мечтательно и образно жертву Его Тела и Крови, принесенную на честном Кресте Спасителем нашим в общее избавление и очищение, и что оно обновляет и ежедневную жертву, приносимую священнодействующими Божественные Тайны, как предал Спаситель наш и Владыка всех, и поэтому вводящим, что это иная жертва, чем совершенная изначала Спасителем и возносимая к той мечтательно и образно, как уничижающим неизменность жертвы и таинство страшного и Божественного священнодействия, которым мы принимаем обручение будущей жизни, как это изъясняет Божественный отец наш Иоанн Златоуст во многих толкованиях посланий великого Павла, анафема трижды.

4. Выдумывающим и вводящим временные расстояния в примирении человеческого естества с божественным и блаженным естеством Живоначальной и Всенетленной Троицы и законополагающим, что мы сперва примирились с Единородным Словом из самого соединения (с Ним), а после с Богом и Отцом спасительною Страстию Владыки Христа, и разделяющим то, что нераздельно у Божественных и блаженных Отцов (которые научили, что Единородный примирил нас с Самим Собою посредством всего таинства домостроительства и через Самого Себя и в Себе с Богом и Отцом и, соответственно вполне, со Всесвятым и Животворящим Духом), как изобретателем новых и иноплеменных учений, анафема трижды.




Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 20 , стр: 1 2 All [только новые]


редактор




Сообщение: 212
Зарегистрирован: 11.09.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.10.12 18:49. Заголовок: Настал момент подыто..


Настал момент подытожить первую часть обсуждения и обозначить её практический смысл.

Постановления собора 1156-1157 годов отражают процесс становления теории жертвы и "юридического" искупления. Одним из наиболее деятельных авторов на первоначальном этапе был католический епископ Ансельм Кентерберийский. Вот что пишет об этом в своей книге "Догмат Искупления" новообрядческий епископ, ректор Московской и Казанской ДА А. Храповицкий (небольшие выдержки):
 цитата:
остановимся, хотя в общих чертах, на современной критике школьно-катехизического и школьно-богословского учения о сем догмате. В настоящее время в науке достаточно выяснено:

1) что это учение заимствовано всецело из неправославного латинского учения в его формулировке Ансельмом Кентерберийским, Фомой Аквинатом и Петром Ломбардом;

2) его нет ни в св. Библии, ни у святых Отцов, ибо ни тут, ни там не встречаем термина заслуги и удовлетворения, на каковых юридических понятиях всецело покоится современное школьное учение об Искупителе;

3) доказано, что это учение не может быть согласовано ни с учением о Божественной правде, ни с учением об Его милосердии, хотя оно и претендует на введение сюда и того и другого Божественного свойства.

Интересующихся первыми двумя пунктами отсылаем к небольшой, но очень ценной статье профессора протоиерея Светлова: «Разбор учения Ансельма — Cur Deus — homo» (Для чего Бог стал человеком), затем к магистерской диссертации Архиепископа Сергия: «Православное учение о спасении» и к кандидатской — Иеромонаха Тарасия: «Московские и Киевские богословы 16-го и 17-го века» («Миссионерское Обозрение», 1902 г.), где показано, как мало похожи творения последних, заимствованные из католических источников, на творения первых, писавших вне влияния западных теологов: здесь разумелись Иосиф Волоколамский, Зиновий Отенский и Максим Грек, а под Киевскими — Лаврентий Зизаний и Петр Могила, но оставлен без внимания (скажем кстати) почти самостоятельный малороссийский богослов Кирилл Транквиллион, напечатавший в 1618 году «Зерцало богословия» в Почаевском монастыре, но к концу жизни, увы, совершенно отпавший от Церкви и сделавшийся униатом. Обширная диссертация протоиерея Светлова «Значение Креста в деле Христовом» и другие его сочинения являются тоже обоснованным опровержением школьной теории с различных вышеуказанных точек зрения.


 цитата:
учение об искуплении дает повод врагам христианства к грубым, но трудно опровержимым издевательствам. Так Толстой говорит: ваша вера учит, что все грехи за меня сделал Адам и я почему-то должен за него расплачиваться, но зато все добродетели за меня исполнил Христос, и мне остается только расписаться в той и другой получке.

Японские язычники возражают нашим миссионерам так: вы проповедуете самую неразумную веру, будто Бог прогневался на всех людей за одну глупость Евы, а потом казнил Своего, ни в чем неповинного, Сына и успокоился.

Скрытый текст
Вызывает вопрос, как столь радикальные взгляды не мешали г-ну Храповицкому совершать проскомидию и участвовать в "похоронной процессии" Великого Входа.

Тем не менее, анафемы Константинопольского собора, вошедшие в состав Великого Синодика и со временем утвердившиеся с русской церкви, однозначно превращают Вечерю Господню в Голгофское жертвоприношение и совершенно совпадают с католическим учением о инициировании Вечери - Голгофой.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 213
Зарегистрирован: 11.09.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.10.12 19:17. Заголовок: Для нас большой инте..


Для нас большой интерес представляет вопрос о том, когда эти анафемы были приняты в русской церкви и не встретило ли новое учение сопротивления со стороны русских христиан, не столь подверженным новым западным веяниям.

Вот интересные выдержки из работы В.В. Дергачёва "Вселенский синодик в древней и средневековой России":

Скрытый текст


Любопытно, что греческий митрополит, по инициативе которого был собран собор 1156 года и который попытался превнести на русскую почву учение о евхаристическом убиении и участии в ТОЙ САМОЙ ЖЕРТВЕ даже не удостоился христианского погребения, а анафемы, позднее вошедшие в русские синодики, на начальном этапе просуществовали в них лишь три года и были выброшены оттуда практически до эпохи Иосифа Волоцкого.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 216
Зарегистрирован: 11.09.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.10.12 04:37. Заголовок: Для полноты представ..


Для полноты представления о истории русских древних синодиков, разместим выдержки из работы В.В. Дергачёва:

Скрытый текст


Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 217
Зарегистрирован: 11.09.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.10.12 15:46. Заголовок: Сергiй пишет: Постан..


Сергiй пишет:
 цитата:
Постановления собора 1156-1157 годов отражают процесс становления теории жертвы и "юридического" искупления. Одним из наиболее деятельных авторов на первоначальном этапе был католический епископ Ансельм Кентерберийский.

Сергiй пишет:

 цитата:
анафемы Константинопольского собора, вошедшие в состав Великого Синодика и со временем утвердившиеся с русской церкви, однозначно превращают Вечерю Господню в Голгофское жертвоприношение и совершенно совпадают с католическим учением о инициировании Вечери - Голгофой.

Сергiй пишет:
 цитата:
Любопытно, что греческий митрополит, по инициативе которого был собран собор 1156 года и который попытался превнести на русскую почву учение о евхаристическом убиении и участии в ТОЙ САМОЙ ЖЕРТВЕ даже не удостоился христианского погребения, а анафемы, позднее вошедшие в русские синодики, на начальном этапе просуществовали в них лишь три года и были выброшены оттуда

Всвязи с вышеприведёнными цитатами, весьма интересным представляется известное произведение древнерусской письменности "Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона (предшественника Климента Смолятича, свергнутого Юрием Долгоруким в пользу грека Кирила):



По сути, в этом отрывке довольно подробно описывается закалание агнца на проскомидии, которого во времена Илариона в русской церкви ещё не было. Более того, даже в XIV веке в новгородском служебнике используется не словосочетание "жертву бескровную", а словосочетание "службу бескровную".

Да и датировка имеющего списка XV веком представляется весьма сомнительной.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 59
Зарегистрирован: 13.09.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.10.12 16:55. Заголовок: Я видел список "..


Я видел список "Слова о законе и благодати" в Историческом музее (в читальном зале). В руках держал, листал и читал. Рукопись в превосходном состоянии и легко читается (даже не специалистом). Я видел рукописи 17 века они были в гораздо худшем состоянии. Их язык и шрифт понимается с большим трудом. А тут 15 век! Я спросил Юхименко (она присутствовала при осмотре рукописи), откуда известно, что это 15 век? Она сказала, что так решили в 19 веке. И добавила, что действительно, - рукопись выглядит слишком новой.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 20 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  -1 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия