АвторСообщение
редактор




Сообщение: 181
Зарегистрирован: 11.09.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.09.12 03:50. Заголовок: Киевские глаголические листки (Киевский миссал) и следы раннего христианства на Руси


Тема выделена из стороннего обсуждения, но сама по себе заслуживает отдельного внимания, т.к. Киевский миссал - это уникальный памятник древнего русского богослужения.
 цитата:
Киевские глаголические листки, киевские листки, киевский мисал — одна из самых древних глаголичных достопримечательностей старославянской письменности. В 1872 эту достопримечательность подарил Киевской духовной академии ее воспитанник начальник Российской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Андрей Иванович Капустин). С 1934 Киевские глаголические листки хранятся в Национальной библиотеке Украины имени Вернадского. Глаголический памятник насчитывает семь листков. Шесть листов скреплено вместе в виде тетради, седьмой оторван от остальных. Он не имеет своей пары — восьмого листка. Материал листков — хорошо обработанный, тонкий пергамен. Киевские глаголические листки сохраняются в картонной оправе (высота 15,2 см, ширина от корешка 11 см, корешок около 0,7 см), обтащенной высококачественным темно-зеленым сафьяном, на котором золотом вытеснен орнамент. Достопримечательность написана чернилами, которые имеют теперь коричневый цвет. Текст на обороте первой страницы и лицевой стороне второй страницы местами поблек (они длительное время экспонировалась в витрине церковно-археологического музея при Киевской духовной академии). Содержание Киевских глаголических листков определил первый их исследователь Срезневський (1812-1880). Текст, что занимает три четверти первой страницы — отрывок из апостольских чтений. Содержание текста на остальных страницах являет собой собрание западно-христианских месс — мисал, переведенный с латинского языка.



Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 4 [только новые]


редактор




Сообщение: 182
Зарегистрирован: 11.09.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.09.12 03:52. Заголовок: Сергiй: Konstantino..


Сергiй:
Konstantino, скажи мне, а как же быть с невреженым византийским православием, которое аккурат в это время и приняли на Руси? Что ты о киевских глаголических листках думаешь? Понимаю, что на глаголице где угодно могли служить, но как-то интересно совпадает, в службе св.Климент поминается, и мощи его в первом каменном храме Киева помещаются (да и сам он папа римский и архиепископ херсонесский см. четьи минеи), опять же, заметь странность, в Византии не очень развито почитание Богородицы. По крайней мере такого огромного количества богородичных храмов как на Руси - отродясь не было. А в западной церкви - сколько угодно. Да и о жертве на Руси не особо слышно, а в Византии вишь, с тех пор как Русь крестилась и по 20-й век кое где. Чудно, право. Вот, что скажешь: http://ksana-k.narod.ru/kodex/11_kiev.html http://www.wdl.org/ru/item/7488/


Konstantino:

 цитата:
Сергiй пишет: да, и ещё один скромный вопрос, что ты о киевских глаголических листках думаешь?

Я о них пока ничего не думаю, ибо для меня это открытие. Нужно почитать, понять, осмыслить, а потом говорить. Этот вопрос лучше адресовать к САПу и Кузьмину ибо только они "эксперты" в древлеправославном благочестии . А я пока возьму тайм-аут.


САП:
 цитата:
Сергiй пишет: вот, что скажешь: http://ksana-k.narod.ru/kodex/11_kiev.html http://www.wdl.org/ru/item/7488/

Чехи пользовались глаголицей, и "католические" миссионеры бывали на Руси до раскола 1054г.
 цитата:
в 959 г., уже приняв крещение в Царьграде, вел. княгиня Ольга просила германского имп. Оттона Вел. прислать ей священников: она была тогда в ссоре с импер. византийским. Обстоятельства вскоре изменились, и отправленный Оттоном епископ Адальберт вернулся из Киева без успеха. Дружественные сношения Владимира св. с королями польским, чешским и венгерским открывали дорогу католическим миссионерам. В год крещения Владимира Папа шлет ему в Корсунь мощи святых. Брунон-Бонифаций по дороге к печенегам радушно принят в Киеве (1007).

Видимо от них и остались листки с латинскими литургическими текстами на глаголице.


Konstantino:
 цитата:
Сергiй пишет: заметь странность, в Византии не очень развито почитание Богородицы. По крайней мере такого огромного количества богородичных храмов как на Руси - отродясь не было. А в западной церкви - сколько угодно.

Дык и поныне у греков такого кол-ва нет как у нас, у поляков.


Сергiй:
 цитата:
САП пишет: видимо от них и остались листки с латинскими литургическими текстами на глаголице.

Как сувенир?


Konstantino:
А чего бы и нет, сегодня с Египта везут какие хочешь папирусы.


САП:
 цитата:
Konstantino пишет: дык и поныне у греков такого кол-ва нет как у нас, у поляков.

Богородицу очень почитали в Византии, и построили в ее честь множество храмов: Юстиниан на всем пространстве Римского мира (πανταχόϑι τῆς Ῥωμαίων ἀρχῆς) построил множество храмов, посвященных Богородице, столь же великолепных, сколь огромных и роскошно украшенных, так что, если бы кто один из этих храмов узрел, то подумал бы, что на него обращены были все усилия, и все время, и средства всего царства. Скорее Русь выделяется всеобщим почитанием Николы Чудотворца, что иностранцы вообще считали, что Никола - русский Бог. Сергiй пишет
 цитата:
Как сувенир?

Следы миссионерской деятельности.


Konstantino:
 цитата:
САП пишет: следы миссионерской деятельности

САП, времена то были дораскольные (Западная и Восточная), а единообразия и стандартизации, заметь, не было. Так как же спаслись западные святые, если у них не было "тако како", как у восточных?


САП:
 цитата:
Konstantino пишет: а единообразия и стандартизации, заметь, не было.

ОФФТОП был острый конфликт между Западом и Востоком. Который окончился расколом 1054г.


Konstantino:
т.е. ты хочешь сказать, что однообразие было, потом конфликт и раскол. Когда было единообразие и стандартизация? При ком? Так как же спаслись западные святые, если у них не было "тако како", как у восточных?


САП:
 цитата:
Konstantino пишет: т.е. ты хочешь сказать что однообразие было, потом конфликт и раскол.

История времен патриарха Фотия, конфликт греческого и латинского обрядов, которые к тому времени вполне обособились.


Konstantino:
Сергiй, а вот странно получается, в древности огромное почитание св. Климента, а сегодня почти предан забвению на данной территории, зато почитают князя Владимира. Да и с ап. Андреем не все понятно, может его попутали с Климентом? Я так себе понимаю, что до Крещения Руси Владимиром Киев уже был христианским.


Михайло:
 цитата:
Konstantino пишет: в древности огромное почитание св. Климента, а сегодня почти предан забвению на данной территории, зато почитают князя Владимира. Да и с ап. Андреем не все понятно, может его попутали с Климентом?

Кость, никак Задворного начитался? Ну тогда вопрос. Верно ты не Аскольдово крещение имеешь ввиду. Так если пофантазировать, то от кого поляне приняли христианство?


Konstantino:
 цитата:
Михайло пишет: Кость, никак Задворного начитался?

Кто это и что у него можно почитать на эту тему? Я думал исходя из того, что прочел в этой теме. Отдельно не изучал. Впервые о св. Клименте узнал со слов Сегрия Аветяна и тут же вспомнил, что в Киево-Печерской Лавре, в Дальних пещерах храниться глава св. Климента папы Римского. Многие семинаристы, которые учатся и проживают в Лавре, не скажут кто это и почему его глава находится именно в Киеве. Зато про Андрея Первозванного и князя Владимира говорят множество памятников, книг и т.д. А на Аскольдовой могиле служат Греко-Католики, и я как то не разбирался что по чем про Аскольда.


Сергiй:
 цитата:
Konstantino пишет: Да и с ап. Андреем не все понятно, может его попутали с Климентом?

Может да, а может и нет. Пока любые предположения из этой области будут всего лишь предположениями. Да и так ли это важно? Вот, например, один из виднейших западных библеистов Б.М. Метцгер, подтверждает мысль о том, что послание к евреям не принадлежит апостолу Павлу, высказанную до того многими (в том числе Оригеном и Маркионом). Ну и что это для нас меняет? Ориген делает предположение, что послание написано Климентом или Лукой. И что? Есть вопросы, ответы на которые необходимы для правой веры, а есть вопросы незначительные, ответы на которые ничего по сути не меняют. Konstantino пишет
 цитата:
в древности огромное почитание св. Климента, а сегодня почти предан забвению на данной территории.

Это однозначный факт. И ответ на него имеет значение для веры. Не вызывает никаких сомнений, что с появлением митрополита Константина (того самого, по инициативе которого был созван Константинопольский собор 1156-1157 годов, произнесший анафемы на тех кто не участвует в ТОЙ САМОЙ ЖЕРТВЕ, вместе с июдеями распинающими Христа), литургический, иерархический и богословский строй на Руси претерпел серьёзные перемены.

Скрытый текст

Как мы видим, св. Климент был знаменем раннего русского христианства. Естественно, что Византия, стремившаяся утвердить свою духовную гегемонию не могла позволить оставаться одним из высших церковных авторитетов папе римскому, да ещё и архиепископу херсонесскому.
 цитата:
Konstantino пишет: я так себе понимаю, что до Крещения Руси Владимиром Киев уже был христианским.

А чего тут понимать?
Давай ступенчато ответим себе на ряд вопросов:

- были ли до Владимира христиане среди русских князей? - да были;
- были ли до Владимира на Руси христианские общины, которые приняли Христа доброй волею и верой, а не мечём и не под угрозой стать "не друг князю"? - да были;
- преодолело ли крещение Владимира массовое язычество на Руси? - нет, не преодолело. Двоеверие существовало и до Аввакума (см. Паскаля) и доныне;
- было ли до Владимира в Киеве христианское богослужение? - да было. Киевские листки тому свидетельство;
- использован ли историками факт крещения Владимира и его женитьба на константинопольской царевне для обоснования идеи Третьего Рима и благочестивого царства, принятого от Второго Рима - Византии? - даже сомнений никаких нет.

- Только к христианству это какое отношение имеет? К государственной идеологии - да, пожалуй. А в христианство мечём не обращают.

В вышеприведённом тексте написано: Наступление каждого нового состояния отрицает предыдущее.
Думаю эта мысль многое объясняет...

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 183
Зарегистрирован: 11.09.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.09.12 04:59. Заголовок: Михайло: Konstantino..


Михайло:
 цитата:
Konstantino пишет: кто это и что у него можно почитать на эту тему?

http://krotov.info/history/04/alymov/zadvorny_5.htm


Konstantino:
что-то я Сергiй понять не могу про Кирила, Климента Смолятича и св. Климента папу Римского.
Ты правильно указал имена?


Konstantino:
 цитата:
Михайло пишет: http://krotov.info/history/04/alymov/zadvorny_5.htm

Спаси Христос, почитаю.


Михайло:
 цитата:
Сергiй пишет: - были ли до Владимира на Руси христианские общины, которые приняли Христа доброй волею и верой, а не мечём и не "не друг князю"?

- да были Сергей Александрович, а откуда они там завелись? Верно торговцы занесли. Да и Аскольдово крещение не после пира случилось, однако? И если предположить, что это произошло в 860 г, то потом Аскольд еще неоднократно пинает Царьград с истинно христианским смирением.


Сергiй:
 цитата:
Konstantino пишет: что-то я Сергий понять не могу про Кирила, Климента Смолятича и св. Климента папы Римского. Ты правильно указал имена?

что было неправильно я уже поправил (Кирила на Константина). Остальное всё правильно.


Михайло:
 цитата:
Konstantino пишет: Что то я Сергий понять не могу про Кирила, Климента Смолятича и св. Климента папу Римского. Ты правильно указал имена?

Во славу Божью! Кость, читай Задворного, там все расписано.


Сергiй:
 цитата:
Михайло пишет: Сергей Александрович, а откуда они там завелись?

Михайло Викторович, полагаю Вы достаточно грамотный человек, чтобы самостоятельно ответить на этот вопрос и вспомнить о христианстве в Крыму, существовавшем с I-го века н.э. (а от Киева до Крыма 560 км.) поближе, чем от Иеросалима до Рима), о княгине Ольге, о Ярополке и его отношении к христианам (которым по Вашему вопросу и завестись неоткуда) не грех вспомнить:

Скрытый текст


Михайло:
 цитата:
Сергiй Аветянъ пишет: Михайло Викторович, полагаю Вы достаточно грамотный человек, чтобы самостоятельно ответить на этот вопрос и вспомнить о христианстве в Крыму, существовавшем с I-го века н.э. (а от Киева до Крыма 560 км.) поближе, чем от Иеросалима до Рима), о княгине Ольге, о Ярополке и его отношении к христианам (которым по Вашему вопросу и завестись неоткуда) не грех вспомнить...

Сергей Александрович, как я вижу Вы таки тоже приверженный этого мнения. Тогда что про глаголицу помалкиваете? Кстати, еще вопрос (правда немного вне этой темы). А княгиня Ольга, однако, из Плиски? Как Вы полагаете?


Сергiй:
 цитата:
Михайло пишет: Сергей Александрович, как я вижу Вы таки тоже приверженный этого мнения...

Какого? - Что св. Климент проповедал христианство на Крымской земле? - Так это в Четьи Минее написано. - Что от Киева до Крыма 560 км? - так можете курвиметром по карте промерять - Что княгиня Ольга была христианкой, а Ярополк милостиво к христианам относился? - так это в летописи написано. Простите, но не очень Вас понимаю. Вы с чем конкретно несогласны? Если с расстоянием, то да, мог ошибиться на пару десятков км. Опять же откуда и докуда мерять.
 цитата:
Михайло пишет: А княгиня Ольга, однако, из Плиски? Как Вы полагаете?

Никак не полагаю. И даже не очень понимаю, о чём Вы меня спрашиваете.


Сергiй:
 цитата:
Сергiй: и даже не очень понимаю, о чём Вы меня спрашиваете.

Возможно вот об этом?

Скрытый текст


А смысл Вашего вопрошания?
Была ли Ольга из Плиски, или из Пскова, разве как-то изменяет факт её киевского княжения ДО Владимира и её христианство? Мы же с Вами не варианты альтернативной истории рассматриваем, а только те факты, которые и общепринятая не отрицает. Видите ли Михайло Викторович, долгое время в светской истории Руси господствовала "норманская теория" - поражение которой ныне признают даже и самые рьяные норманисты. В церковной истории, тоже есть своя "теория", но фактология не всегда соответствует её полулегендарному началу.


Михайло:
 цитата:
Сергiй пишет: И даже не очень понимаю, о чём Вы меня спрашиваете.

О болгарском происхождении Ольги.
 цитата:
Сергiй пишет: Какого?

Об наличии русских книг в Херсонесе, видимых Кириллом Философом согласно Паннонской легенде в 860 г. А также о связи глаголицы с "сармацкими" письменами Причерноморья.


Сергiй:
 цитата:
Михайло пишет: о болгарском происхождении Ольги.

Я ответил выше. В любом случае, любая полулегендарная версия дошедшая до нас лишь в позднейших списках, может быть основанием для гипотезы, но не более.
 цитата:
Михайло пишет: об наличии русских книг в Херсонесе, видимых Кириллом Философом согласно Паннонской легенде в 860 г. А также о связи глаголицы с "сармацкими" письменами Причерноморья.

В этом вопросе ничем не могу Вам помочь. Даже сказать что такое "русские письмена", которыми были писаны Евангелие и Псалтырь, виденные св. Кирилом, не могу. Да и никто не может. Версии же можно выдвигать самые разные. Но мы, в этом разделе стараемся говорить только о явных материальных свидетельствах, которые говорят сами о себе и не очень укладываются в утверждённые "тако како".


Сергiй:
Вот ещё одна картинка, ко времени христианизации князя Владимира:

Скрытый текст


Как Вам идея рабства через крещение? Мой Христос не так учил:

 цитата:
"Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков" (1 Коринф. 7, 23)



Konstantino:
 цитата:
Сергiй пишет: Как Вам идея рабства через крещение?

ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ!!! Если я царь, то только такая идея и двигает мое предназначение и место в истории.


Konstantino:
 цитата:
Сергiй пишет: мой Христос не так учил: "Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков" (1 Коринф. 7, 23)

ну как вам сказать, это ваш Христос так не учил, а вот многих "он" учил и не только так...


д. Валерий:
 цитата:
Сергiй Аветянъ пишет: использован ли историками факт крещения Владимира на константинопольской царевне...

Перый раз в жизни слышу про такое.


Konstantino:
 цитата:
Сергiй Аветянъ пишет: что было неправильно я уже поправил (Кирила на Константина). Остальное всё правильно.

Спаси Христос Сергий, теперь все понятно.


Михайло:
Интересная работа, описывающие эти времена:

Скрытый текст


Да и сама библиотека преинтересная.


Konstantino:
 цитата:
Сергiй пишет: Не вызывает никаких сомнений, что с появлением митрополита Константина (того самого, по инициативе которого был созван Константинопольский собор 1156-1157 годов, произнесший анафемы на тех кто не участвует в ТОЙ САМОЙ ЖЕРТВЕ, вместе с июдеями распинающими Христа), литургический, иерархический и богословский строй на Руси претерпел серьёзные перемены.

Подожди, а как же про тако како?


Konstantino:
 цитата:
Сергiй пишет: Естественно, что Византия, стремившаяся утвердить свою духовную гегемонию не могла позволить оставаться одним из высших церковных авторитетов папе римскому, да ещё и архиепископу херсонесскому.

Подожди, как же может такой великий святой остаться в забвении? Почему я, современник, слышу от тебя (живущего хто за где) про того, который был покровителем Руси? Не понимаю.


Сергiй:
 цитата:
д. Валерий пишет: перый раз в жизни слышу про такое.

Спаси Христос, братъ диакон! Хорошо, что заметил и указал. Я поправил. Теперь так звучит:
 цитата:
использован ли историками факт крещения Владимира и его женитьба на константинопольской царевне для обоснования идеи Третьего Рима и благочестивого царства, принятого от Второго Рима - Византии? - даже сомнений никаких нет. - Только к христианству это какое отношение имеет? К государственной идеологии - да, пожалуй. А в христианство мечём не обращают.

Об этом-то слыхал поди?


Konstantino:
 цитата:
Сергiй пишет: об этом-то слыхал поди?

А я слыхал, да вот не предавал значения, а как оказалось значимый ньюанс.


Сергiй:
 цитата:
Konstantino пишет: подожди, а как же про тако како?

Ну как? - На заупокойную погласицу: "Нэ тако нэчистивии нэ тако..."

Вот, к слову тебе для колекции: Скрытый текст

Как видишь - это не важно, что Господь даже показал, как делать надо и уточнил "СИЕ ТВОРИТЕ". Гораздо важнее наличие "власти", которой можно отменить прямую заповедь Христову. Одно удивляет - чего тогда по поводу погружательного крещения упираться, ссылаясь на то, что так делал Христос и апостолы. Можно ж "властью" и его на кропительное переменить. Да и вообще, а чего тогда нельзя? Своя рука владыка. А Христовы заповеди.... ветхий завет важнее. Это ведь именно в нём положен очистительный пост перед жертвоприношением. А Христос на вечере ни жертву ни приносил, ни поста перед установлением не соблюдал. Но разве это важно? Получается так, что гораздо важнее то, что потом решили. А Слово Господне.... Соборы и всеобдержная практика - важнее. А ты за Климента переживаешь! Наивный!
 цитата:
Konstantino пишет: подожди, как же может такой великий святой остаться в забвении?

Ну как так не может? Факт налицо.

Хорошо еретиком не объявили - а могли бы...


Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 184
Зарегистрирован: 11.09.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.09.12 06:09. Заголовок: Михайло: Konstantin..


Михайло:
 цитата:
Konstantino пишет: а как оказалось значимый ньюанс.

Да ладно, этот нюанс мог появится не раньше Великого раскола церквей в 11 веке, а ежели подумать, то еще позже веке эдак 15-ом.


д. Валерий:
 цитата:
Сергiй пишет: Понимаю, что на глаголице где угодно могли служить...

Киевские глаголические листки только называются "киевскими". Они обнаружены в монастыре святой Екатерины на Синае.


Сергiй:
 цитата:
Михайло пишет: Да ладно, этот нюанс мог появится не раньше Великого раскола церквей в 11 веке, а ежели подумать, то еще позже веке эдак 15-ом.

Михайло Викторович, Вы так компактно выражаетесь, практически восклицаниями и междометиями. А нельзя ли поразвёрнутее мысль выражать. Интересно ж с умным человеком пообщаться.


Konstantino:
 цитата:
Сергiй пишет: Как видишь - это не важно, что Господь даже показал, как делать надо и уточнил "СИЕ ТВОРИТЕ". Гораздо важнее наличие "власти", которой можно отменить прямую заповедь Христову. Одно удивляет - чего тогда по поводу погружательного крещения упираться, ссылаясь на то, что так делал Христос и апостолы. Можно ж "властью" и его на кропительное переменить. Да и вообще, а чего тогда нельзя? Своя рука владыка. А Христовы заповеди.... ветхий завет важнее. Это ведь именно в нём положен очистительный пост перед жертвоприношением. А Христос на вечере ни жертву ни приносил, ни поста перед установлением не соблюдал. Но разве это важно? Получается так, что гораздо важнее то, что потом решили. А Слово Господне.... Соборы и всеобдержная практика - важнее. А ты за Климента переживаешь! Наивный!

Ну не убивай меня еще на взлете.


Сергiй:
 цитата:
д. Валерий пишет: Киевские глаголические листки только называются "киевскими". Они обнаружены в монастыре святой Екатерины на Синае.

И что? Вы полагаете это никому кроме Вас неизвестно? Там, брат диакон, вначале темы ссылочки даны, так там про это доходчиво написано. Это ж ежу понятно, что Климент служил по византийскому обряду, и НАСТОЯЩУЮ службу только при Владимире Русь и получила. Да не из Крыма, который в 600-стах километрах, а прям из Второго РИМА с нарочным. Вы, к слову, в курсе, что в службе, сохранившейся на этих листках именно Климентъ и поминается, как нарочно?


Konstantino:
 цитата:
д. Валерий пишет: Киевские глаголические листки только называются "киевскими". Они обнаружены в монастыре святой Екатерины на Синае.

Т.е Синай ведал о стольном граде Киеве? Да Синаю все равно, что Киев думает о своей значимости в христианстве.


Konstantino:
 цитата:
Сергiй пишет: НАСТОЯЩУЮ службу только при Владимире Русь и получила...

Да и то я поставлю под сомнения, ибо служба древне-руская возможно не та, что творят сегодня.


Сергiй:
 цитата:
Konstantino пишет: да и то я поставлю под сомнения, ибо служба древне-руская возможно не та, что творят сегодня.

С уверенностью можно утверждать, что даже служба по рукописным служебникам 15-го векане незначительно, но отличается от нынешней. Про службу же до введения иеросалимскаго устава лучше и вовсе не распространяться. Банально дорогих книг бы не хватило, чтобы тако како служить.


д. Валерий:
 цитата:
Сергiй пишет: Об этом-то слыхал поди?

Только ныне и от тебя. Идея "Третьего Рима" - это общевропейская сверхценная идея своего времени. Возникла она в Сербии при Стефане Душане, продолжилась в Болгарии при Иоанне. В Москве появилась при Иване Третьем. Теория "Москва Третий Рим" в том виде, как она представлена сейчас в учебниках, никогда не существовала. Все, что пишут сейчас на эту тему - это продолжение фантазий на основе диссертации Иконникова, защищенной в 1869 году. Об этом каждый историк-первокурсник знает. Мне как-то самому пришлось на семинаре профессора Денисова делать доклад на эту тему. И было это, Бог дай памяти, в 1988 году.


Сергiй:
 цитата:
д. Валерий пишет: только ныне и от тебя.


 цитата:
Идея "Третьего Рима" - это общевропейская сверхценная идея своего времени. Возникла она в Сербии при Стефане Душане, продолжилась в Болгарии при Иоанне. В Москве появилась при Иване Третьем.

Ну и что здесь противоречит тому что я написал?
 цитата:
использован ли историками факт крещения Владимира и его женитьба на константинопольской царевне для обоснования идеи Третьего Рима и благочестивого царства, принятого от Второго Рима - Византии? - даже сомнений никаких нет.


 цитата:
д. Валерий пишет: теория "Москва Третий Рим" в тов виде, как она представлена сейчас в учебниках, никогда не существовала. Все, что пишут сейчас на эту тему - это продолжение фантазий на основе диссертации Иконникова, защищенной в 1869 году.

Это что, не историки в учебниках пишут? И мысль о том, что Русь приняла от Византии невреженное православие, которое благочестиво сохранила до времён Никона - ты от меня первый раз слышишь? Потому де и стояла красуясь, аки Третий Рим, ибо первый пал, да и второй не устоял, а четвёртому не бывать. В Византии ж хто главным гарантом и оплотом православия был? - Правильно, благочестивые цари. Вот и у нас князь от них тоже перенял. Так и красовалась Русь, пока Алексей Михзайлович, да "Никон тигр" не подсуропили. Не уж-то и впрямь ты только от меня это переложение услышал? А ваш брат историк к такой профанации никаким боком непричастен? Учебники-то понятно - не историками пишутся. Ты таких ещё на первом курсе шпынял, как я понимаю...


д. Валерий:
Кстати, ты заставил меня предаться воспоминаниям об этом семинаре. Я, как и все молодые историки, "благоговел" перед авторитетами, не владел еще вполне внешней и внутренней критикой источников. Вот я излагаю важные положения докторской диссертации Иконникова очень близко к тексту, Денисов (Петр Владимирович) отпускает едкие замечания по ходу моего изложения. Я, конечно, спорю. Дело дошло до того, что мы вместе стали перечитывать тексты. И... все встало на свои места :)


Сергiй:
 цитата:
д. Валерий пишет: Кстати, ты заставил меня предаться воспоминаниям об этом семинаре.

Ну что ж, рад, что доставил тебе приятные минуты. Для историка - вся жизнь в прошлом и в благоговении перед авторитетами.


д. Валерий:
 цитата:
Сергiй: использован ли историками факт крещения Владимира и его женитьба на константинопольской царевне для обоснования идеи Третьего Рима

Не использовался. По Иконникову, идея была другая. Для обоснования византийского преемства (в европейских терминах "переноса империи") использовались только артефакты, приписывавшиеся Владимиру Мономаху - его матримониальные связи, "шапка Мономаха", "мономаховы бармы" и т.д. Про св. Владимира не упоминалось. Кроме этого, стала широко использоваться легенда происхождения династии Рюриковичей "от пресветлаго Августа корене" (уже при Иоанне Грозном). Ну, и само собой, "Сказание о белом клобуке". Кстати, в этом последнем случае, "римский" дискурс был очень силен.


Сергiй:
 цитата:
д. Валерий пишет: по Иконникову, идея была другая.

Брат диакон, я понимаю, что воспоминания про твой блестящий доклад не дают спать в столь поздний час, но мне дела нет до Иконникова и его теории. Я что, где-то написал, что это именно его идея?
 цитата:
д. Валерий пишет: про св. Владимира не упоминалось

Так понятно, если даже о его крещении мало что известно, а дата гуляет на пол века, какие уж тут утверждения? Однако, всё то, что ты написал, очень хорошо предваряется рассказами о Владимире, принявшем то самое невреженное православие, вкупе с царевной. Ключевой-то момент, как ни крути к крещению Руси относят (со всеми вытекающими благочестивыми легендами), а не к более поздним временам. К слову, я понимаю, что ты в этой теме "по старой памяти первокурсника" появился, но может тебе и в темах про жертвоприношения в Византии, да анафемы синодика поучаствовать? Пользуясь случаем задам вопрос. Лично ты - в ТОЙ САМОЙ Жертве участвуешь реально, а не образно? И вкупе с народом иудейским возглашаешь "распни Его! распни!" - или нет? А если в той самой, то кто был тогда диаконом, который Жертву к закаланию преподнёс?


Роман Ермаков:
 цитата:
д. Валерий пишет: теория "Москва Третий Рим" в том виде, как она представлена сейчас в учебниках, никогда не существовала. Все, что пишут сейчас на эту тему - это продолжение фантазий на основе диссертации Иконникова, защищенной в 1869 году... Об этом каждый историк-первокурсник знает...

А вот Ф.Е. Мельников, непререкаемый авторитет старообрядчества БИ, приводит в своих апологиях выдержки из знаменитого "Уложения" (грамоты об учреждении патриаршества на Руси), "вошедшего в каноническую книгу Русской Церкви — Кормчую (листы 15 и 26)", которое стало, по его словам,- "исповеданием всего русского народа".

Как же сие понимать уважаемый д. Валерий?

Очевидно преждебывшим начетчикам думалось инако?
 цитата:
Патриаршество способствовало еще большему расцвету Русской Церкви. Москва получила право именоваться Третьим Римом. Константинопольский патриарх Иеремия, рукоположивший в Москве первого патриарха Иова, подписал «Уложенную» грамоту об учреждении патриаршества в России, в которой обращается к Московскому Царю с таким заявлением: «Так как ветхий Рим (столица Италии) пал от аполинариевой ереси, а второй Рим, Константинополь, находится в обладании безбожных турок, то твое, благочестивый царь, великое Российское царство, Третий Рим, превзошло благочестием все прежние царства; и все благочестивые царства соединились в твое царство, и ты един теперь именуешься христианским царем во всей вселенной». Это «Уложение» было внесено в каноническую книгу Русской Церкви — Кормчую (листы 15 и 26) и стало исповеданием всего русского народа . Последний благочестивый московский патриарх Иосиф такими словами засвидетельствовал царю Алексею Михайловичу это всеобщее верование: «Русская Церковь сияет аки столп до небеси, никогда непоколебима и нерушима, право и истинно, якоже изначала приняла Божественный устав»....

Источник: "Краткая история Древлеправославной (старообрядческой) Церкви", БГПУ, 1999 г., с. 16




Евгений Иванов:
Есть Великий Катехезис, Повести временных лет. Там прямо сказано, что просвещение Руси было задолго до Владимира. Были церкви, княгиня Ольга бабушка Владимира хотела западных епископов на Русь призвать. Для Руси выбор между Римом и Византией начался сразу после смерти Ярослава Мудрого и во многом определился благодаря деятельности Феодосия Печерского - воспитанника Афонского Монастыря. После его реформ из русских рукописей исчезает и "Иисус", как калька с "Jesus".


Сергiй:
 цитата:
было ли до Владимира в Киеве христианское богослужение? - да было. Киевские листки тому свидетельство; - использован ли историками факт крещения Владимира и его женитьба на константинопольской царевне для обоснования идеи Третьего Рима и благочестивого царства, принятого от Второго Рима - Византии? - даже сомнений никаких нет.


 цитата:
д. Валерий пишет: перый раз в жизни слышу про такое.


 цитата:
Ф.Е. Мельников: а "святую старожитность возлюбят и приимут, и порученным себе хранити ю повелят" и начнут последовати всем древлецерковным преданием неизменно, и устроится церковь в таковой точности догматов и преданий, яко же бяше от лет равноапостольного князя Владимира и до лет Никона бывшаго патриарха начиная с крещения князя Владимира, она учит всему тому, что предал проклятию и объеретичил собор. древней Русской Церковью, начиная от Владимирского времени, в течение пяти столетий управляли исключительно греческие митрополиты, из которых многие совершенно не знали ни русского, ни славянского языка.

(видать запамятовал Феодор Евфимиевич о митрополите Иларионе и Клименте Смолятиче).
А вот, потихоньку и до Третьего Рима добрались.


Konstantino:
 цитата:
Сергiй пишет: видать запамятовал Феодор Евфимиевич о митрополите Иларионе и Клименте Смолятиче и не токмо о них. Ф.Е. Мельников пишет: а "святую старожитность возлюбят и приимут, и порученным себе хранити ю повелят" и начнут последовати всем древлецерковным преданием неизменно, и устроится церковь в таковой точности догматов и преданий, яко же бяше от лет равноапостольного князя Владимира и до лет Никона бывшаго патриарха

Он еще запамятовал о Студийском уставе и т.д.


Михайло:
 цитата:
Сергiй пишет: а нельзя ли поразвёрнутее мысль выражать.

Уразумел, исправлюсь. Смысл мысли был об идеи "Третьего Рима", впрочем ее уже д. Валерий озвучил.


Сергiй:
 цитата:
Михайло пишет: смысл мысли был об идеи "Третьего Рима", впрочем ее уже д. Валерий озвучил.

Простите, Михайло Викторович, опять не уразумел. Диакон Валерий какой-то ерунды наговорил пополам со студенческими воспоминаниями. Приведённая Кормчая на двести с гаком лет старше той даты, что указал брат диакон. Да и Феодор Евфимиевич, рассуждая о приемственности от Владимировых времён и Третьем Риме, полагаю, не трудами Иконникова пользовался, а именно Кормчей и другими авторитетными для него источниками. Учитывая, что книга Ф.Е. Мельникова называется "Краткая история старообрядческой церкви" и пользуется авторитетом среди староверов белокриницкой иерархии, думаю, что его можно с большим основанием назвать историком, чем брата диакона. А Мельников явно от Владимира приемственность благочестия Третьего Рима выводит. Брат диакон, просто, как обычно, пытается подменить предмет обсуждения и начать обсуждать не то о чём говорится, а то, что ему удобно.


д. Валерий:
Сергий, ты, видимо, не вполне понимаешь, что собой предсталяет "концепция" "Москва - Третий Рим".
Разъясняю, что это не рассуждения о преемственности благочестия, а схема, объясняющая "перенос православного царства" из Константинополя в Москву после краха Византийской империи. Это я понятно объяснил? Для расширения твоих исторических горизонтов могу сообщить, что немало историков отвергают мнение, защищавшееся Иконниковым о том, что концепция возникла в 16 веке. Например, такой историк как Николай Ульянов, отсидевший в Гулаге по 58 статье, считал, что "конецепция" возникла лишь в головах историков в период правления Александра 2 в связи с русской политикой в "Восточном вопросе". Не случайно впервые в целостном виде эта "теория" была предствлена в докторской диссертации Иконникова. Напомню, что произошло это в 1869 году. Именно с этого времени "теория Москва Третий Рим" стала известна в русской историографии.


Сергiй:
 цитата:
д. Валерий пишет: Сергий, ты, видимо, не вполне понимаешь, что собой предсталяет "концепция" "Москва - Третий Рим". Разъясняю, что это не рассуждения о преемственности благочестия, а схема, объясняющая "перенос православного царства" из Константинополя в Москву после краха Византийской империи.

Брат мой диакон, это ты не понимаешь, что в этой теме речь идёт исключительно о вере и декларации её приемственности от Византии, как Второго Рима. А так же фактах, противоречащих этой Византологической (по типу норманской) теории. Если сказать в двух словах, то речь идёт о том, что при Владимире не случилось ничего такого, чего не было на Руси до него. Основной же всплеск византиизации произошёл не в пример позже и во многом, по политическим мотивам. А где политика, там и приемственность (для легитимности). Я не слишком сложно объясняю? Те же концепции "православного царства", "Иконникова", "Историков в период правления Александра II" и т.д. здесь не обсуждаются. Для этого есть специальная тема в этом же разделе. Так что не выдавай навязываемое тобой за действительное.


Алексей Рябцев:
 цитата:
д. Валерий пишет: Сергий, ты, видимо, не вполне понимаешь, что собой предсталяет "концепция" "Москва - Третий Рим". Разъясняю, что это не рассуждения о преемственности благочестия, а схема, объясняющая "перенос православного царства" из Константинополя в Москву после краха Византийской империи. Это я понятно объяснил?

Нет, непонятно! Что же касается "концепций", то у каждого историка есть своя "концепция". Иногда одновременно две противоположных. Поэтому, что там имел в виду Иконников, и сам Иконников вряд ли представлял.

А уж что имеет в виду Тимофеев, преломляя в своем сознании "концепцию" Иконникова, не поймет никто и никогда.


д. Валерий:
 цитата:
Сергiй пишет: так что не выдавай навязываемое тобой за действительное.

Врачу, исцелися сам :)


д. Валерий:
 цитата:
Алексей Рябцев пишет: что имеет в виду Тимофеев, преломляя в своем сознании "концепцию" Иконникова...

Просто умиляет девственная чистота знаний и помыслов, свободных от историографического груза.
От этого легкость спора рождается необычайная.


Алексей Рябцев:
 цитата:
д. Валерий пишет: просто умиляет девственная чистота знаний и помыслов, свободных от историографического груза...

Преклоняемся перед тяжестью ноши твоея! Истинно согбен ты под "историографическим грузом"!
А теперь пусть кто-нибудь попробует найти в предыдущих постах отца дьякона что-нибудь, чего нет вот в этой малодоступной для понимания непросвещенных монографии:

Скрытый текст

Правда и тут отец дьякон не удержался. Творчески переработал (в рамках "концепции").
Там написано:
 цитата:
Политическая теория «Москва — Третий Рим» также обосновывается легендой конца XV — начала XVI вв. о византийском происхождении шапки Мономаха, бармы и многие другие (например "коробочка из слоновой кости, якобы принадлежавшая римским цезарям) присланной императором Константином Мономахом великому князю киевскому Владимиру II Мономаху и целым рядом иных текстов.

А у отца дьякона:
 цитата:
д. Валерий пишет: Для обоснования византийского преемства (в европейских терминах "переноса империи") использовались только артефакты, приписывавшиеся Владимиру Мономаху - его матримониальные связи, "шапка Мономаха", "мономаховы бармы" и т.д.

Уловили разницу?
В исходнике - "также обосновывается" (то есть помимо других доводов).
А у отца дьякона потверже - "для обоснования ... использовались только"
(то есть только эти артефакты и использовались).

Сильная замена?!

Но чего не сделаешь для продвижения "концепции"...


Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 105
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.10.12 10:08. Заголовок: Миссия Кирилла и Меф..


САП пишет:
 цитата:
Чехи пользовались глаголицей и "католические" миссионеры бывали на Руси до раскола 1054 г.
Видимо от них и остались листки с латинскими литургическими текстами на глаголице.

Сергiй пишет:
 цитата:
Как сувенир?

САП пишет:
 цитата:
Следы миссионерской деятельности.


 цитата:
Миссия Кирилла и Мефодия была обращена к населению, бывшему христианским уже в течение нескольких десятилетий. Даже при существовании латинской литургии немалое число повседневных молитв должно было быть известно на местном языке. По-славянски могли произноситься проповеди, а устный славянский перевод мог сопровождать чтение Евангелия подобно тому, как это отмечено для миссионерского периода христианской церкви среди сирийцев (см. Metzger 1969), в какой-то степени в этой практике сохранилась традиция синагогального употребления таргума...

А. А. Алексеев "ТЕКСТОЛОГИЯ СЛАВЯНСКОЙ БИБЛИИ", С. - П. 1999 г.


 цитата:
Эти сведения подтверждаются статьей и. Алипия Гаммановича , в который он пишет о том, что до начала деятельности Константина и Мефодия у славян уже существовали тексты латинского начертания, а проповедь на славянском языке осуществлялась по благословению Римского папы Адриана II, причем начало ее по инициативе князя Ростислава датировано 862 г., когда к императору Михаилу было направлено посольство с просьбой прислать проповедников христианской веры. Отсюда не трудно сделать интересные предположения о тех источниках, с которых К. и М. переводили книги по благословению Римского папы... и каково было первое богослужение славян...

Фрагмент статьи из "грамматики" Гаммановича по репринтному воспроизведению издания 1964 года
Скрытый текст





Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  -1 час. Хитов сегодня: 8
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия