АвторСообщение
редактор




Сообщение: 446
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.05.13 16:39. Заголовок: "Пресуществление". История термина.


Сущность многочисленных богословских споров XVI, XVII, XVIII веков по данному вопросу сводилась к одному:

было ли в истории древней Церкви учение о "пресуществлении" или нет ?

Западная католическая схоластика (сосредоточившись на вопросе: "что же происходит с хлебом и вином на Евхаристии?") дала однозначный ответ, - "Да".

Согласие с этим выразило и восточное православие. В своем труде «Анафора» Н. Д. Успенский заявляет:
 цитата:
Принятие православным Востоком римо-католического учения о Евхаристии исторически объясняется тем, что богословская наука на Востоке в условиях турецкого порабощения греков находилась в состоянии упадка;

в России же до XIX столетия существовали только две высших богословских школы — Киевская и Московская духовные академии, богословское образование в которых находилось по крайней мере до середины XVIII века под влиянием римо-католического...

(Успенский Н. Д. "Святоотеческое учение о Евхаристии и возникновение конфессиональных расхождений")





Другой взгляд отразил иную точку зрения:

"учение о пресуществлении, - явление позднейшее, которое не было известно Церкви первых XI веков", а сам термин "transsubstantatio", который выражает это понятие появился "лишь после отделения западной церкви от восточной". "Пресуществление" связано с работами Фомы Аквината и его последователей...

Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 19 , стр: 1 2 All [только новые]


редактор




Сообщение: 447
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.05.13 11:51. Заголовок: С исторической точки..


Сперва, предлагаем рассмотреть исследования, которые содержат документальные свидетельства возникновения самого термина "пресуществление".

Ведь, при рассмотрении учения на предмет его заимствования, вопрос об истории термина и времени его появления на западе и востоке становится очень важным, так как история его возникновения отражает изменения богословия.




Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 448
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.05.13 12:31. Заголовок: Термин "пресущес..


Термин "пресуществление" имеет свою историю:
 цитата:
Зародился он в мрачные века схоластики, сильно заявил себя при вступлении в новую историю и приобрел господствующее значение в церквах латинской и православной в последние два столетия.

"Пресуществление" ("transsubstantatio", греч. "метусиосис"), если разбирать его филологически, значит: переход одного вещества в другое, одной субстанции в другую. Таким образом, слово это довольно сложное.

Первоначально и употреблялось оно не иначе, как в описательной форме...

(Малахов В. Я. "Пресуществление Святых Даров в таинстве Евхаристии" // Богословский вестник. Сергиев Посад, 1898. Т. 2. № 6. С. 298–320; № 8. С. 113–140)

Здесь необходимо отметить отсутствие этого слова в греческом тексте библии.

Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 449
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.05.13 12:49. Заголовок: Данное выражение нач..


Данное выражение начинает входить во всеобщее употребление только в XII веке. Чему весьма способствовало развитие схоластики:
 цитата:
Схоластика, как известно, стремилась соединить, согласовать веру и знание, христианское богословие и философию Аристотеля. Отсюда неизбежным следствием явилось внeceниe философских терминов в богословский язык.

Такие слова, как субстанция, акциденция, объект сделались обычными в схоластическомъ богословии.

На первых порах, без сомнения, слова эти вошли и в трактаты об Евхаристии..

(там же, С. 301 )



Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 450
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.05.13 13:24. Заголовок: У латинских писателе..


У латинских писателей этого периода появляются новые выражения, объясняющие "способ изменения евхаристических элементов":
 цитата:
"In Christi substantiam commutator" (Fulbert Carnotensis);

"in substantiam carnis et sanguinis commutautur" (Lanfrancus);

"mutatur panis substantia in aliam substantiam" (Anselmus);

"substantia mutata, specie resorvata" (Petrus Cluniacensis), -


вот обычные выражения схоластиков о способе преложения, изменения евхаристических элементов...

(там же, С. 301, 302)




Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 451
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.05.13 13:54. Заголовок: Среди противостоящих..


Конечно, везде есть исключения. Были несогласные и по данному вопросу. Они противостояли установлению таковой терминологии. Среди них, сегодня, отмечают мыслителей учивших, что:
 цитата:
... в Евхаристии вместе с истинным телом и кровью Христа находятся истинные же хлеб и вино не преложенные, не пресуществленные.

(там же, С. 302)

Таковое мировоззрение приписывается Берегарию. В свою пользу Берегарий приводил некоторых древних отцов, пользуясь их терминологией для выражения своих "еретических взглядов" и не без основательно.

Так в осужденном пятым вселенским собором диалоге блж. Феодорита Кирского «Эранис» содержится утверждение о сохранении у хлеба и вина их природы и сущности вопреки тем, кто говорит о «преложении в другую природу» (εἰς ἑτέραν φύσιν μεταβολήν):
 цитата:
— Эранист [этим именем обозначены последователи свт. Кирилла Александрийского, в первую очередь, Евтихий Константинопольский]:

Символы Владычнего Тела и Крови таковы лишь до священнического призывания (ἐπικλήσεως), после же призывания они прелагаются (μεταβάλλεται) и становятся другими…

— Ортодокс [сам блж. Феодорит]:

… Нет, и после освящения таинственные символы не выходят из своей природы (φύσεως), ибо остаются в первоначальной сущности (οὐσίας) и образе, и виде; и созерцаются, и осязаются такими же, как были...

(PG. 83. Col. 168).

О полном сохранении у хлеба и вина их первоначальной природы, учил и Несторий:

 цитата:
Когда Он [Спаситель] сказал о хлебе: “Сие есть Тело Мое”, он не сказал, что хлеб — это не хлеб, и что Тело — это не Тело, но Он сказал, указывая на хлеб и на Тело, которое [остается] в [своей] сущности (οὐσία). Но мы убеждены, что хлеб [Евхаристии] — хлеб по природе и по сущности...

(Несторий. Книга Гераклида. 449).

Новая же терминология схоластиков не оставляла возможности для подобных мыслей...

Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 452
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.05.13 14:00. Заголовок: Латинское богословие..


В конечном счете, латинское богословие заменило все описательные термины одним: transsubstantiatio. И в своем дальнейшем развитии схоластика оперировала именно им:
 цитата:
...на IV Латеранскомъ соборе (1215 г.), при папе Нннокетии III, мы встречаем его уже санкционированным и признанным всею Римско-католическою церковью.

Вот подлиный акт собора со словом transsubstantiatio:

„In Ecclesia, idem ipse sacerdos еt sacrificium, Iesus Christus, Cujus corpus ct sanguis in Sacramento altaris sub speciebus panis et vini veraciter continentur; transstantiatis pane in corpus et vino in sanguinem, potestate divina, еt ad perficiendum mysterium unitatis accipiamus ipsi de suo, quod accepit de nostro"...

С этого времени термин transsubstantiatio входит во всеобщее употребление в Римско-католической церкви и на co6opе Тридентском получает символическое значение, так как акты этого собора со словом transsubstantio внесены в число символических книг Римской церкви.


(там же, С. 302)



Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 453
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.05.13 14:24. Заголовок: Когда же термин прес..


Когда же термин "пресуществление" (греч. "метусиосис") появляется в церкви восточной?
Самое раннее упоминание об этом относится к XIII в.
 цитата:
Император восточной империи Михаил Палеолог в своем письме к папе Григорию X (в период Лиопскаго собора 1274 г.), перечислив все таинства, который содержит церковь, останавливается после на Евхаристии и между прочим говорит следующее:

"Священнодействие же Евхаристии на опресноках совершает оная Римская церковь, могучая и учащая, что в этом священнодействии хлеб в тело, а вино в кровь Господа Исуса Христа пресуществляются (греч. метусиунтэ)."

Свидетельство Михаила Палеолога стоить совершенно одиноко во весь перодъ XIII—XIV вв. (1274—1450).

В виду этого, да к тому же как свидетельство человека светскаго, а не представителя Церкви, оно особенного значения не иметъ и не может еще говорить за распространенность "метусиосис" среди греков XIII века...

(там же, С. 303)




Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 454
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.05.13 15:00. Заголовок: продолжение следует..


По другой версии, слово "метусиосис" было предписано папой Михаилу Палеологу или же после попало в его письмо через интерполяцию.

Об этом, в частности, писал Кислингий, автор XVIII в. собравший обширную литературу по вопросу "пресуществления".

(So. Rud, Kieslingius. Historia concertationis graeoorum latinorumquc de transsubstantiatione in sacrae enchar. sacramento. Lipsiae. 1754).

Ученые господствующего вероисповедания отрицают так же версию, согласно которой данное слово было заимствовано Михаилом с запада, но в последствии не прижилось, как слово чужеродное и "варварское" для греков. Согласно этой версии, восстановление его было произведено уже Генадием Схоларием в XV веке.

Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 456
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.05.13 03:08. Заголовок: Дальнейшую стадию в ..


Дальнейшую стадию в развитии термина (и самого понятия "метусиосис") на Востоке, составляет флорентийский собор (1439 г.). На нем ли было окончательно "привито сознанию" греков данное слово?

По одной из версий, греки единогласно отвергли термин, но решительный шаг со стороны латинян сделан был, лед, как говорится, тронулся:
 цитата:
...после того, как греки и латиняне согласились в некоторых членах веры, папа захотел пойти дальше и принудить греков к принятию учения (не только термина, но и учения!) о "пресуществлении", которое содержали латиняне. Греки воспротивились и не хотели рассуждать об этом и никакими аргументами не могли убедить латинян, что от этого нарушается согласие.

Когда же акты собора должны были быть обнародованы, они сильно опасались, как бы об этом там не было сделано упоминания.

(Petr. Mart. Venailins. Tractat de Euchar. Tiguri 1558 г. pag. 20.)


Данное предположение поддерживал и Хемниций
(Chemaitius. Examen Concil. Tridentini. Pars II, loc. IV, p. 36).





Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 457
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.05.13 03:47. Заголовок: Латинские же и полул..


Другие писатели (Mabillonius, Petr. Arcudius), наоборот, решительно утверждали, что никаких споров о "пресуществлении" на соборе не было, и что:
 цитата:
в этом отношении между православными и латинянами было полнейшее согласие; если же и спорили, то спорили лишь только о том, "какими словами совершается это неизреченное преложение"...

(Малахов В. Я. "Пресуществление Святых Даров в таинстве Евхаристии" // Богословский вестник. Сергиев Посад, 1898. Т. 2. № 6. С. 304)

Малахов цитирует по изд.:

Petr. Arcud. De sacram. Euchar. L. III, с. II; p. 130.


Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 458
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.05.13 04:08. Заголовок: Далее в научный обор..


Далее, в научный оборот было введено: "Исповедание Виссариона Никейского".

"Исповедание" было произнесено Виссарионом от лица греческих представителей собора и впервые издано Маbiloni-емъ in Museo Italico (cм. Aloislii Blandinii De vita et rebus Bissarionis. Patrol). Migne t. 161. p. XI).

В виду того, что о нем сохранились многочисленные свидетельства, подлиность документа не оспаривается (см. Kiesl. op. cit. pag. 188, подстр. прим.).

В подлиннике "Исповедание" озаглавлено:
"De sacramento Eucharistiae et quibus verbis Christi Corpus conficiatur".

Само заглавие указывало и на главный предмет его содержания, - решение вопроса:
"при каких словах священнодействующаго совершается, освящется преложение евхаристических элементов—хлеба и вина в тело и кровь Спасителя".

(Cм. Patrol. Migne t. 161. Seria graeca pp.492—526).



Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 459
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.05.13 04:47. Заголовок: Во введении Виссарио..


Во введении Виссарион приводит учение о том, что "хлеб и вино не символы тела и крови Христа, а настоящие тело и кровь". В самом "исповедании" Виссарион употребляет, термин transsnbstantialitas (напр., transsubstantialitatis panis in corpus et vini in sanguinen Christi), раскрывая свою основную идею— "в какой момент на литургии совершается пресуществление".

(см. Малахов, с. 305)

Исследования речи Виссариона на соборе и "спора о пресуществлении" разнообразны. Высказываются полярные точки зрения. Например:
 цитата:
Мы знаем, что из четырех пунктов разногласия на Флорентийском соборе один (второй) действительно касался таинства Евхаристии;

но спор весь сводился к тому, какими словами совершается пресуществление, и на каком хлебе должно совершать Евхаристию.

(там же, С. 306)

Или:
 цитата:
Оратором со стороны греков... был Виссарион Никейский, папский угодник, прекрасно знавший латинский язык, тогда как остальные греки были не особенно сведущи в латинской терминологии.

Весьма возможно, что Виссарион, предавшись латинянам, поставил дело так, будто латинское слово "transsubstantiate" выражает то же самое пoнятиe, что и греческия"метаболи" и "метапоисис") и греки, не видя в этом никакой опасности, приняли термин и особенно его не оспаривали.

(Kieslingius, там же, C. 306)




Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 460
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.05.13 05:21. Заголовок: Единогласие исследов..


Единогласие исследователей истории возникновения термина и понятия "пресуществление" наблюдается в следующем пункте:
 цитата:
Первым писателем восточной церкви, который ясно и определенно раскрываеть учение о пресуществлении, при чем употребляет и самый этот термин, нужно считать Геннадия или Георгия Схолария, пaтpиapxa Константинопольскаго (1453—1459 гг.)...

(там же, С. 307)

Учение Геннадия о Евхаристии изложено в его трактатах (Омилиях), Patrol. Migne t. 160, pp. 351—374):
 цитата:
"Так учит наша матерь —Христова церковь", говорит он в одном месте своего трактата об Евхаристии, а именно в том месте, где раскрывает мысль об Евхаристическом хлебе, как истинном теле Христа.

Все эти обстоятельства, говорим, дают учению Геннадия о Евхаристии особенный вес и значение в системе доказательств веры восточной церкви XV— XVII вв. в пресуществление...

(там же C. 308)



Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 535
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.07.13 03:35. Заголовок: Оставив вопрос идент..


Оставив вопрос идентификации авторства "Омилий" (по некоторым исследованиям они представляют собой интерполяции Мелетия Сирига, по другим же они просто подложны, т.к. были изданы под именем Геннадия в виду авторитетности этого патриарха среди греков) заметим лишь, что понятийный аппарат данного текста в большинстве случаев опирается на богословие переходного периода (от древней терминологии к "метусиосис").

Например, само пресуществление автор понимает, как
 цитата:
переход одной субстанции в другую, переход, совершающийся моментально, причем акциденции остаются неизменными (т.е. евхаристический хлеб для телесного глаза имеет вид простого хлеба); так что в Евхаристии мы имеем тело без свойственных ему акциденций и акциденции хлеба без присущей им субстанции; субстанция, сродная с другими акциденциями, соединяется с акциденциями, принадлежащими чуждой субстанции.

(там же, С. 309, автор цитирует PAG. 360)


 цитата:
Не трудно заметить, что в "Омилии" Геннадия встречаются термины и даже целые выражения, выработанные схоластическим богословием и ему главным образом принадлежащия. Таковы, напр., описательныя выражения понятия пресуществления, в обилии встречающиеся у схоластиков XI-XII вв.; таково же и разсуждение Геннадия о субстанциях и акциденциях таинства...

(там же, С. 310)



Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 536
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.07.13 04:09. Заголовок: Проф. Малышевский пи..


Проф. же Малышевский писал о том, что термин "метусиосис" впервые был введен в греческую богословскую науку Мелетием Пигасом в XVI в.

Скрытый текст

Впрочем, атрибуция имеющихся источников именно Пигасу не имеет однозначного признания. Так, два письма 1593 и 1594 гг. (немцу Кириаку Фотину, доктору Ингольштатскаго (Бавария) уневерситета и англичанину Эдуарду) авторство которых приписывается Мелетию и где говорится о "силе пресуществления" Кислингий признавал подложными:
 цитата:
Письма изданы Ренодотом католиком; весьма вероятно, что он их издал от себя или же сильно интерполировал. Сам же Мелетий о пресуществлении ничего не знал...

(там же, С. 312)



Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 19 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  -1 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия