АвторСообщение



Сообщение: 200
Зарегистрирован: 11.09.12
Откуда: Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.07.13 02:34. Заголовок: Вопрос об одном моменте из литургии


Неций Николай Иванович вопросил:

 цитата:
В Служебнике патр.Иосифа говорится, что во время служения литургии на "Святая святым" иерей возносит Св.Агнец, творя крест над дискосом. А теперь вопрос. В какой плоскости он творит крест - в вертикальной или в горизонтальной над дискосом? Спаси Христос.



Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 21 , стр: 1 2 All [только новые]





Сообщение: 201
Зарегистрирован: 11.09.12
Откуда: Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.07.13 02:41. Заголовок: Сергiй Николай Иван..


Сергiй

Николай Иванович пишет:

 цитата:
иерей возносит Св.Агнец, творя крест над дискосом.

А теперь вопрос. В какой плоскости он творит крест - в вертикальной или в горизонтальной над дискосом?


В горизонтальной.

 цитата:
Егда же приспеет время, воздвигнути святый агнец, диакон же пред святыми дверьми, поклонився, глаголет велегласно вонмем. иерей, приемся святый хлеб обоих рук тремя персты, и возглашает. Святая святым. и творит крест, над святым дискосом, святым агнцем.



Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 202
Зарегистрирован: 11.09.12
Откуда: Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.07.13 02:45. Заголовок: Сергiй В горизонталь..


Сергiй

 цитата:
В горизонтальной.


У новообрядцев же агнец просто поднимается над дискосом:

 цитата:
Священник же, вознося Святый Хлеб, возглашает: Святая святым.


Как это происходит можно посмотреть, например, здесь:



с 1.05.40

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 203
Зарегистрирован: 11.09.12
Откуда: Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.07.13 02:54. Заголовок: Сергiй Николай Иван..


Сергiй

Николай Иванович, это место богослужения интересно ещё одним значимым моментом.

Если воспринимать службу на слух, да ещё и при закрытых вратах, то получится так, что после "Благодатию и щедротами...", по амине, сразу следует "Вонмем". Святая святым".

Между тем, в промежутке между "аминь" и "вонмем" стоит ещё одна молитва. Да не простая, а "золотая":

"Вонми Господи Исусе Христе Боже нашъ, отъ святаго жилища твоего, и отъ престола славы царствия твоего, и прииди во еже освятить насъ, иже горЕ со Отцем седяи, и зде намъ невидимо спребывая. И сподоби державною ти рукою, подати намъ пречистое тело твое, и честную ти кровь, и нами всемъ людемъ твоимъ".

По смыслу молитвы Церковь разделена на тех кому Дары подаёт Господь и тех, кому Дары отделяются "посвящёнными". В прямом соответствии с текстом молитвы "причастие" тоже происходит раздельно и по разному чину.

Мой Христос так не учил.

Молитва эта есть как в старообрядческом служебнике, так и у новообрядцев,

 цитата:
Священник же молится: Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш, от святаго жилища Твоего, и от престола славы Царствия Твоего, и прииди во еже освятити нас, иже горе со Отцем седяй, и зде нам невидимо спребываяй. И сподоби державною Твоею рукою преподати нам Пречистое Тело Твое и Честную Кровь, и нам и всем людем.


но на службе Вы её не слышите - всё шито-крыто.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 204
Зарегистрирован: 11.09.12
Откуда: Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.07.13 02:57. Заголовок: Сергiй По смыслу мол..


Сергiй

 цитата:
По смыслу молитвы Церковь разделена на тех кому Дары подаёт Господь и тех, кому Дары отделяются "посвящёнными".


В работе посвящённой служебнику Антония Римлянина Ю. Рубан так пишет об этом месте:







Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 205
Зарегистрирован: 11.09.12
Откуда: Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.07.13 03:00. Заголовок: Сергiй Таким образо..


Сергiй

Таким образом, в Новгородском служебнике 518 смысл молитвы состоит в том, чтобы Господь сподобил причаститься всех присутствующих и молящихся едиными усты и единым сердцем.

«и сподоби ны державною рукою своею подати нам пречистое Тело твое и честьную кровь, нам и всем людем твоим»

"Нам и всем людем" - конструкция объединяющая, соборная.

"Нами (т.е. через нас) всем людем твоим" - конструкция противопоставляющая, соответствующая католической модели разделения Церкви на учащую и учимую, окормляющую и окормляемую.

Почувствуйте разницу, как говорится.

Самое занятное, что при древней, беспробельной форме написания текстов, разница в диаметрально противоположном богословии составляет ровно один пробел и одну полугласную. И поставлен он был даже не в XV веке.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 206
Зарегистрирован: 11.09.12
Откуда: Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.07.13 03:06. Заголовок: Роман Ермаков Сергi..


Роман Ермаков

Сергiй пишет:

 цитата:
в Новгородском служебнике 518




Цит. по изданию Санкт-Петербургского Общества византино-славянских исследований
созданого при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 03–01–12021в.

Служебники здесь

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 207
Зарегистрирован: 11.09.12
Откуда: Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.07.13 03:08. Заголовок: Роман Ермаков И пос..


Роман Ермаков

 цитата:
И поставлен он был даже не в XV веке...


Евхологий Барберини гр. 336 ( русск. изд. Омск 2011, С. 95-96):

 цитата:
Внемли Господи Исусе Христе, Боже наш, из святаго жилища Твоего и приди, чтобы освятить нас, Ты, в высоте с Отцом восседающий и здесь с нами невидимо пребывающий, благоволи могущественной рукою преподать нам (эти дары) и через нас - всему народу.



Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 208
Зарегистрирован: 11.09.12
Откуда: Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.07.13 03:09. Заголовок: Сергiй Роман Ермако..


Сергiй

Роман Ермаков пишет:

 цитата:
Евхологий Барберини гр. 336 ( русск. изд. Омск 2011, С. 95-96)


Интересно получается: богословие древних русских молитвословий отличается от богословия византийского протографа, в котором, напомню, содержатся также и совершенно июдейские молитвы закалания агнца на пасху и закалания тельца, которые не перешли на русскую почву.

Молитвословие Барберини, совершенно нормально, для жрической церкви, ветхозаветного образца, но не для христианской.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 209
Зарегистрирован: 11.09.12
Откуда: Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.07.13 03:10. Заголовок: Сергiй пишет: Интер..


Сергiй пишет:

 цитата:
Интересно получается: богословие древних русских молитвословий отличается от богословия византийского протографа, в котором, напомню, содержатся также и совершенно июдейские молитвы закалания агнца на пасху и закалания тельца, которые не перешли на русскую почву.


Я думаю тут дело в том, что в византийском богословии того времени отсутствует теория "жертва-Христос". Евхаристия воспринималась как благодарение по подобию тайной вечере, где нет и намека на хоть какою то жертву, Наличие же реальной жертвы, а именно закалания агнца на пасху и закалания тельца, свидетельствует о иудо-христианском богословии.

В богословии же древних русских молитвословий отсутствие теории "жертва-Христос" наверное обусловленно тем, что древняя Русь крещение получила не от греков, а все же от Запада, где пока теория "жертва-Христос" только зачиналась.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 210
Зарегистрирован: 11.09.12
Откуда: Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.07.13 03:11. Заголовок: Николай Иванович &#..


Николай Иванович

"Между ангельскими чинами: первые непосредственно приобщаются Божественнаго света, вторые чрез первых, а последние через вторых. Подобно этому и в церкви, иерарх непосредственно приближается к священной трапезе, священники и служители чрез него; а чрез иереев и служителей приобщаются страшной литургии и священных песней и миряне." (блж.Симеон Солунский).
Так что всё правильно в молитве сказано. Это так заповедовал Господь, чтобы миряне через пастырей получали освящение -Мф.14:17.

Но вопрос-то не об этом.
"В горизонтальной"
Почему в горизонтальной? Традиция такая? Сей обряд же символизирует возношение Христа на Крест. Крест ведь стоял вертикально?

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 211
Зарегистрирован: 11.09.12
Откуда: Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.07.13 03:17. Заголовок: Сергiй Николай Ива..


Сергiй

Николай Иванович пишет:

 цитата:
Это так заповедовал Господь, чтобы миряне через пастырей получали освящение -Мф.14:17.


Где?

 цитата:
17. — У нас ничего здесь нет, только пять хлебов и две рыбы, — говорят они Ему.

(Св. Евангелие от Матфея 14:17)


Николай Иванович пишет:

 цитата:
(блж.Симеон Солунский)


Неужели? У староверов нет такого святого.

 цитата:
1981 г. — святитель был канонизирован Священным Синодом Вселенского Патриархата.
Память в Русской православной церкви — 15 (28) сентября


Николай Иванович пишет:

 цитата:
Но вопрос-то не об этом...

А теперь вопрос. В какой плоскости он творит крест - в вертикальной или в горизонтальной над дискосом?


Вы получили ответ на вопрос. А вот это:

 цитата:
Сей обряд же символизирует возношение Христа на Крест


Не более чем фантазии. Увольте от их комментирования.

Очень советую Вам, прежде чем что-то говорить, немного подучить материал. Тропарь "Благообразный Иосиф..." чтется по Великом Входе и даже в поздней извращённой традиции означает снятие со креста.

Возглас "Святая Святым" подаётся много позже и никак не может означать столь любезной Вам символики.

Христоубийство и участие "в той самой жертве" совершается много раньше - на проскомидии чина которой (аналогичного нынешнему) Церковь не знала всё первое тысячелетие, а кое где, так и века до XIV-го

До свидания.


Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 212
Зарегистрирован: 11.09.12
Откуда: Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.07.13 03:20. Заголовок: Николай Иванович пиш..


Николай Иванович пишет:

 цитата:
миряне через пастырей получали освящение


этот вопрос давно был разобран в теме О Христовом священстве

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 213
Зарегистрирован: 11.09.12
Откуда: Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.07.13 03:21. Заголовок: Сергiй Konstantino п..


Сергiй

Konstantino пишет:

 цитата:
Евхаристия воспринималась как благодарение по подобию тайной вечере, где нет и намека на хоть какою то жертву, Наличие же реальной жертвы, а именно закалания агнца на пасху и закалания тельца, свидетельствует о иудо-христианском богословии.


Добавь к этому, что эпоха иконоборчества, а другими словами - чистого иудействования, продолжалась не год и не десять лет, а на протяжении жизни нескольких поколений и оставила свой неизгладимый след в чинах и обрядах.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 214
Зарегистрирован: 11.09.12
Откуда: Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.07.13 03:24. Заголовок: Николай Иванович пиш..


Николай Иванович пишет:

 цитата:
Почему в горизонтальной? Традиция такая? Сей обряд же символизирует возношение Христа на Крест. Крест ведь стоял вертикально?


Уважаемый Николай Иванович. На престол во время Великого Входа староверы и никониане ставят дары уже после проскомидии на которой жрец уже распял Христа ( Проскомидия

О символизме Великого Входа никониане учат - Чаша и дискос вносятся в алтарь и ставятся на развернутый антиминс, прообразуя снятие тела Спасителя со Креста и положение Его во Гроб (Ин. 19, 38-42). Читается тропарь: Благообразный Иосиф, с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханьми, во гробе нове, закрыв, положи. Царские врата закрываются. Завеса задергивается, как закрыт был вход во Гроб Господень.
Большим покровом, как чистой плащаницей, покрываются чаша и дискос. Малые покровы означают сударь (плат), который покрывал главу Спасителя при погребении (Ин. 20, 7), и погребальные пелены.

Если же открыть «Наставление, как вести себя православному христианину в храме Божием», которое часто печатается в качестве приложения к Часослову (а следовательно, может рассматриваться как описание общепринятого и наиболее распространенного понимания богослужения - Часослов. М.: Издательство Московской Патриархии, 2000. С. 344.), то и там мы встретим символику страстей Христовых при описании чина Великого входа:
«На литургии верных Великий вход символизирует исшествие Господа Иисуса Христа на вольные страдания для спасения мира… Поставление святых даров на престоле, закрытие царских врат и задергивание завесы означают погребение Господа Иисуса Христа, приваление камня и приложение печати ко гробу Его»

А у вас мертвое тело, снятое со креста, собираются опять возношать?
Если да, то в каком месте Литургии (по вашему) будут погребать Христа?

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 215
Зарегистрирован: 11.09.12
Откуда: Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.07.13 03:25. Заголовок: Сергiй Konstantino ..


Сергiй

Konstantino пишет:

 цитата:
А у вас мертвое тело, снятое со креста, собираются опять возношать?


Константин, у Солунского столько всякой ахинеи написано, что устанешь хоть к какой-то осмысленности приводить.

Во время прочтения его «глубокомысленного труда» постоянно возникает только один вопрос: "Как так - срал да упал?"

Когда довольно известного человека жившего в XV веке "во святые" протаскивают только в XX - это говорит само за себя. Его толкования возможны только в эпоху лоскутного мышления.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 21 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  -1 час. Хитов сегодня: 9
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия