АвторСообщение
редактор




Сообщение: 628
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.10.13 04:47. Заголовок: Божественная служба. Традиция чтения молитв вслух



 цитата:
Вопрос:
о. Роберт, было ли традиционно для ранней Церкви чтение вслух евхаристических молитв, таких как евхаристическая анафора? Если да, то что случилось с древней традицией? И что нам следует делать сейчас?

Ответ:

Так совпало, что мне пришлось готовить статью на эту самую тему для Конгресса Армянской Литургии, посвящённого 1700-летию Крещения Армении, который должен состояться в Нью-Йорке в сентябре 2002 года. Я дам ответ на три части вопроса, как они были заданы, в хронологической последовательности.

1. Ранняя традиция

Эволюция литургической молитвы в ранней Церкви, как она описывается Алленом Боули OSB в его фундаментальной работе, озаглавленной «От свободы к формуле. Эволюция евхаристической молитвы от словесной импровизации к записанному тексту» может быть разделена на три стадии:

1) Первые два века христианской истории представляли собой период творчества и спонтанности, когда ещё не было фиксированных литургических текстов.

2) В течение II—IV вв. записанные тексты начали появляться, существуя параллельно с текстами, произносимыми экспромтом.

3) Наконец, к концу IV века мы видим постепенное распространение письменных, фиксированных формул, которые со временем становятся для всех обязательными к использованию.

(Цит. по изданию: "Р.Ф. Тафт. 21 ответ на вопросы о Литургике и не только". Омск, "Амфора", 2013 г., С. 9)



Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 21 , стр: 1 2 All [только новые]


редактор




Сообщение: 629
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.10.13 04:51. Заголовок: Эти три периода накл..



 цитата:
Эти три периода накладываются друг на друга, и указанные даты являются достаточно приблизительными.

В течение периодов 1-2, хотя у нас нет прямых свидетельств, явно говорящих о том, что импровизированные молитвы произносились вслух, трудно предположить, какой иной вывод мы могли бы сделать на основании имеющихся источников.

Откуда было известно, что молитвы были импровизацией, если никто их не слышал?

Далее, мы часто встречаем жалобы, что спонтанные молитвы не были православными. Ириней (202) в сочинении Против ересей I, 13:2 резко осуждает евхаристическую молитву еретика Марка, и Киприан (258) в трактате О единстве Церкви 17 говорит о новацианах, что они составили «другую молитву из слов непозволительных».

Но как могли Ириней и Киприан знать, что молитвы были еретическими, если бы они не слышали их читаемыми вслух?

То же самое можно сказать и о критике способа произнесения молитв, и об указаниях, как они должны произноситься, чему Боули приводит много примеров. Если бы эти молитвы не читались вслух, кто бы мог знать, как они были сказаны?

Далее, в древности даже личные молитвы читались вслух.

Новый Завет приводит многочисленные примеры такой молитвы вслух, и это подтверждается многими другими источниками, как языческими, так и христианскими, из классического и позднеантичного периодов. Св. Никита Ремесианский (после 414) в своём литургическом трактате О пользе гимнов 13-14, увещевает свою паству, что во время бдений они должны внимать чтению Писания и не отвлекать чтеца и других собравшихся бормотанием вслух своих частных молитв: «Никто не должен молиться столь громким голосом, который мог бы помешать читающему».

Столетие спустя св. Кесарий, митрополит Арля (503-542), поднимает тот же вопрос в своих Проповедях 72,2: «Прежде всего, возлюбленные, когда мы приступаем к молитве, мы должны молиться в тишине и молчании. Если кто-то хочет молиться вслух, он может похитить плоды молитвы от стоящих рядом с ним".

(там же, С. 10-11)



Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 630
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.10.13 05:00. Заголовок: Даже после появления..



 цитата:
Даже после появления фиксированных литургических формул, которые получают широкое распространение к концу IV века, литургические молитвы продолжают читаться вслух, поскольку именно так в те дни люди читали — даже будучи наедине и читая для себя. Деян. 8, 27-35 приводят пример такой личной молитвы вслух, это же делает Августин в своей Исповеди VIII, 6 (15), IX, 4 (8).

Наша современная практика молчаливого чтения, даже «чтения глазами», без произнесения слов вслух и даже без движения гyб была для древних редким искусством, вызывавшим удивление при столкновении с ним, как это видно из «Исповеди» Августина, гл. VI, 3 (3).

Так что, даже когда предстоятели на литургии читали фиксированный текст, всё равно можно сделать вывод, что они читали вслух, поскольку в древности именно так люди читали даже для себя.

На основании вышесказанного следует сделать вывод, что ранние христиане и христиане позднеантичного периода молились вслух независимо от того, была ли молитва личной или литургической, спонтанной или читаемой с написанного текста.

(там же С. 11)



Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 631
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.10.13 05:05. Заголовок: продолжение следует...



 цитата:
2. Что произошло с этой традицией.

К окончанию периода поздней античности ранняя традиция зачала приходить в упадок, и литургические молитвы, такие как евхаристическая анафора, начали читаться тайно. Впервые мы это видим у сирийских христиан. В приписываемой Нарсаю (+ 502) Гомилии 17 о восточносирийской анафоре говорится:

«Одетый в яркие одежды священник, язык Церкви, открывает уста и тайно говорит Богу, как своему знакомому».

В греческих источниках, ок. 600 г. Иоанн Мосх в своём Луге Духовном 196, замечает, что «в некоторых местах у священников был обычай произносить [евхаристическую] молитву вслух» — имея в виду, надо полагать, что это уже не было повсеместным обычаем.

...

с VIII века византийские литургические комментарии и рукописи свидетельствуют об оставлении ранней традиции. Уже в самой ранней византийской литургической рукописи, Барберини гр. 336 (ок. 750 г.), Божественная литургия имела рубрики, указывающие, что молитвы должны читаться тайно.

Глава 39 византийского литургического комментария, известного как «Протеория» (ок. 1085-1095), подтверждает не только то, что битва Юстиниана была проиграна, но и что молчаливая анафора вызывала недоумение и недовольство среди верных:

«Некоторые из собравшихся озадачены и спрашивают: "Что всё это значит? Что священник про себя шепчет?" И они хотят знать, о чём эти молитвы».

(там же С. 11-12)










Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 632
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.10.13 18:50. Заголовок: Такой же процесс упа..



 цитата:
Такой же процесс упадка можно наблюдать и на Западе.

Около 750 г. Ordo Romanus I, 88 уже свидетельствует о молчаливом чтении канона, и с IX в. мы видим четкое различие между Префацией, которая поётся, и следующими после Санктуса молитвами, начиная с Те igitur, часто предваряемыми заголовком Canon Missae или Canon Actionis, которые служащий священник читает тихо.

(там же С. 13)



Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 634
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.10.13 14:02. Заголовок: Как бы тони было, со..



 цитата:
Как бы тони было, современное литургическое движение отбросило многовековую практику тайного чтения литургических молитв, особенно наиболее торжественных молитв евхаристической анафоры. Сегодня большинство христиан соглашаются, что, так как литургия совершается для всех, а не только для клириков, все крещёные имеют право слышать и молитвенно повторять святые слова литургии. Такой взгляд, конечно, может встретить сопротивление со стороны самопровозглашённых «хранителей таинства», для которых секретность является необходимым дополнением к таинственной природе анафоры. Такой подход ложен исторически и непрочен с теологической точки зрения. После того как все молитвы были выслушаны и изучены и все богословы сказали о них всё, что могли, божественные таинства остаются таинствами по самой их природе, а не потому, что мы стараемся сделать их непонятными путём сокрытия их под покровом секретности!

(там же, С. 15)



Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 30
Зарегистрирован: 21.10.12
Откуда: Россия, Королевъ
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.10.13 16:22. Заголовок: А вот на что азъ "наткнулся" в лекциях Виктора Алымова...


http://www.holytrinitymission.org/index.php
Виктор Алымов
Лекции по Исторической Литургике.

"Ядро Седмичного Круга — воскресенье — тоже вневременно. Потому что в первохристианской Церкви, как увидим, это был “День Господень,” “восьмой день” (“седьмым” считалась суббота). А это был выход за пределы седмицы, за пределы времени, в эсхатологию.
И Пасха, вокруг которой, как увидим, сложился Годовой круг, тоже вне времени (вне календаря). Не случайно до самого I Вселенского Собора в Церкви шли жаркие споры о дне ее празднования, и до сих пор она определяется на основании весьма сложных расчетов.
Все эти центры кругов времени сами по себе времени не принадлежат!
Это парадокс, но эта парадоксальность отвечает богочеловеческой природе Церкви. Ибо сама Церковь — “не от мира сего.” И Воскресение Христово — “не от мира сего.” И “День Господень” не от мира сего.” И Евхаристия вне времени. Но актуализируется внутри времени, в суточном круге.
Потому что только то, что времени не принадлежит, что выходит за его пределы, может время освятить. А назначение богослужения именно в этом: освящать время. Освящать прежде всего душу человеческую, которая по природе своей не пространственна, а временна.
Таким образом, Евхаристия через богослужебные круги совершает реальное освящение всего времени, и всей человеческой жизни, и всей жизни космоса (как мы сейчас увидим). Потому что мы в Православии совершаем Литургию космическую по своему значению".

Конечно, слишком большой кусок азъ тут "зацепил", и всё это тобе, брат Роман, давно известно, но мне как-то "прояснилось" именно отсюда:

 цитата:

"Итак, для ограждения народа от соблазна является Закон Моисеев, является видимый образ святыни — скиния Завета (а впоследствии — Храм), является священство и ритуалы, составляющие прочную ограду новорожденной Ветхозаветной Церкви (ок. 1250 г. до Р. Х.). Эта Церковь, как и весь Ветхий Завет, имела подготовительное, педагогическое значение. Она была путеводителем ко Христу и с пришествием Христа теряла значение.
Но мы сейчас остановимся именно на тех ее важнейших идеях, которые не умерли, а перешли в Новый Завет.

Священство, Жертва, Закон.

1. Священство.
Вспомним избрание Аарона и сыновей его на священство (Исх. 28-29). В кн. Левит описано их поставление (Лев. 8). Мы видим, что будущие священники помазуются елеем и окропляются жертвенной кровью (Исх. 29:7, 20-21). Народ же при избрании своем на Синае был окроплен одной только кровью, без прибавления к ней елея. Т.о., помазание миром выделяло священство в особую, закрытую от народа касту. Далее следовало вкушение закланного Агнца, что экзегеты считают прообразом Евхаристии на основании слов: “посторонний не должен есть сего, ибо это святыня” (29:33).
Но ведь к этим “посторонним” относится весь народ! Что же это за “Евхаристия” для одного лишь кастового священства? Где же обетованный “народ святой”?
Обычно отвечают на это, что народ, мол, оказался недостоин, что вся дальнейшая история Израиля — череда бесконечных отпадений и т.д.
И все же обетование о “народе святом” повторится и псалмопевцами, и пророками снова и снова (Ср. Псал. 88:8; 149:1; Иез. 34:15; Ис. 62:21 и т.д. ). Это может означать только одно — что непреложное обетование Божие всё же исполнится, но... в Новом Завете. И действительно, апостолы Христа говорят об этом, как об уже совершившемся: “Вы — род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел...” (1 Петр 2:9). “И сделал нас Царями и священниками Богу нашему” (Откр. 5:10; 1:6, ср. 20:6). Это обычно трактуют в том смысле, что Ветхозаветное царство, которым управляли священники (теократия), превратилось в Новозаветное Царство всеобщего священства (Святую Церковь).
И здесь я хочу вам напомнить, что согласно посланию к Евреям апостола Павла, Христу принадлежит именно священство Мелхиседеково, а не священство Аароново.
Ведь Исус вышел не от колена Левия и не может быть левитом (священники, которые все были потомками Левия и Аарона). Исус — из колена Иудина и Его священство несравненно выше Левитского. Т.о., священство левитов не могло перейти в Церковь Христову. Оно исчезло, что и символизирует разрыв завесы перед Святым — Святых (Мф. 27:51).
И в мир пришло совершенно новое священство — всех тех, кто освобожден от грехов Телом и Кровью Исуса Христа. Это нам сказано: “Вы — род избранный, царственное священство....” Мы все существуем как священники, благодаря Телу и Крови нашего Первосвященника, которые даются нам в таинстве Евхаристии и строят из нас Церковь Святую!
Но мы это признать и принять боимся (или, по крайней мере, не решаемся). Мы знаем, что всеобщее священство — это черта протестантских церквей. Ни в православии, ни, тем более, в строго иерархическом католицизме его вроде бы нет. Правда, непонятно, почему мы, миряне, имеем право крестить (функция священническая).
Во всяком случае запомним, что идея всеобщего священства прямо следует из Нового Завета, и когда мы будем говорить о первохристианах, нам это очень пригодится.

2. Жертва.
Идея жертвы тесно связана с идеей священства. Достаточно сказать, что в Ветхом Завете первосвященник, выступая от лица народа, должен был, в сущности, отдать Богу свою жизнь за грехи своего народа. Но так как Бог не принял человеческую жертву Авраама и заменил Исаака ягнёнком (Агнцем), то с тех пор совершалось таинственное перенесение греховности народа на жертвенное животное. Это оно закалывалось за грехи людей, которые т.о. снимали с себя вину, приносили покаяние и примирялись с Богом.
Определение: Жертва есть приношение человека Богу для свидетельства внутренней связи с Ним и во испытание веры. Смысл жертвы не в самом приношении, а в расположении сердца. Мы отдаем Богу то, что нам дорого (в пределе — саму жизнь) в знак того, что Он нам еще дороже.
По толкованию св. Иоанна Златоуста, жертва Каина была отвергнута Богом именно вследствие дурного расположения сердца будущего убийцы. Вспомним также, что Каин принёс жертву Богу от плодов земли, которую он возделывал, т.е. просто взял первые попавшиеся плоды. Авель же, любовно выбрал тук (нежное мясо) первенцев стад, которых он разводил (Быт. 4:3). Вспомним, что и в реальной истории примитивное земледелие уступило место более прогрессивному скотоводству. В этом смысл т.н. неолитической революции, происшедшей ок. 10 000 лет до н. э. Вот в какой мере идея жертвы древнее и первичнее идеи священства! Вместе с тем Авель открывает череду святых Божьих и является отдалённым прообразом Иисуса Христа (тоже пастыря словесных овец). И, убитый братом, Авель, являет прообраз совершенной жертвы".


Почти во всём можно согласиться... даже подразумевая верное толкование и написание: "мы, Православная церковь..." и "Иисус..." :)


Жизнь мудрее нас.
(А.Ф. Лосев)
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 635
Зарегистрирован: 11.09.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.10.13 20:07. Заголовок: Andrey-co пишет: Ядр..


Andrey-co пишет:
 цитата:
Ядро Седмичного Круга — воскресенье — тоже вневременно. Потому что в первохристианской Церкви, как увидим, это был “День Господень,” “восьмой день”

Что за ахинея?

"седмичный круг" из восьми дней?

А нельзя попроще?

Суббота - шаббат - покой

С Воскресением Христовым переместилась с последнего дня седмичного круга на первый день, который и стал днём недельным, т.е. днём "не делания", т.е. днём покоя и днём Господним. Такое смещение лишний раз показывает, что старое кончилось и отсчёт теперь идёт от Воскресения и дня господнего (недельного).

Вневременными свойствами обладает причастность Христу, а не день седмицы.

Andrey-co пишет:
 цитата:
битый братом, Авель, являет прообраз совершенной жертвы

Кому?

Что, убийство Авеля было богоугодно?

Сколько можно восторгаться велеречивой глупостью?

Неужели самому не видно, что если продолжить эту "умную" мысль дальше, то получится, что диавол, по действию которого и было совершено столь любезное ему убийство Авеля
 цитата:
44. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.

(Св. Евангелие от Иоанна 8:44)

таким образом "как бы является прообразом" Бога Отца, которому "угодна" "совершенная жертва" христоубийства.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 32
Зарегистрирован: 21.10.12
Откуда: Россия, Королевъ
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.10.13 21:22. Заголовок: Про восьмой день, Се..


Про восьмой день, Сергiй, - так и есть "вневременно": он восьмой и он же первый... и тогда суббота - действительно - "шаббат"
И дальше - реально, а кое-что - хоть сейчас в практику!.. (токмо не слышал азъ о такой практике,
кроме "одной секты" :))

 цитата:

Хлеб и вино — не только плод общечеловеческой солидарности. Это основа жизни (сейчас мы это понимаем лучше), это сама жизнь, со всеми её радостями и страданиями. Вот что приносится в жертву Богу от лица людей.
Добавим, что согласно книги Левит 2:2, употреблялись красное вино и пресный (а не квасной) хлеб. Отсюда армянские опресноки и католические остии. А православный квасной хлеб появился позже, как сознательная антитеза иудейству.
Итак, современная Евхаристия соединяет в себе и жертвенное и хвалебно-благодарственное значение, которые в Ветхом Завете были разделены. В Ветхом Завете было вообще очень много обрядовых частностей и сложностей. Например, жертвы различались не только по назначению, но и по разрядам лиц, по степени их греховности, по видам жертвенных животных, к которым предъявлялись совершенно особые требования: они должны были быть беспорочны (т.е. без телесных недостатков), определённого возраста, первенцы и т.д. Все эти сложности и частности регулировались обрядовым законом.

3. Закон.
Мы обязаны очень хорошо понимать, что такое Закон, потому что непонимание этого ведёт к ошибочным и даже нелепым трактовкам Библейских текстов. Например, некоторые протестанты вырывают из контекста слова ап. Павла: “Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона” (Рим. 3:28) и трактуют это в том смысле, что дела вообще ничего не значат, делать для своего спасения ничего не надо, а надо только веровать. Так же трактуют слова ап. Павла из Эфес. 2:8-9: “Ибо благодатию вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился.”
Между тем ап. Павел во всех подобных случаях под “делами закона” разумел обрядовый по происхождению Закон Моисеев, разумеется, потерявший своё значение после искупительного подвига Христа.
Но что такое Закон Моисеев? Это отнюдь не 10 заповедей, как иногда думают. Закон Моисеев был результатом препарирования Торы (т.н. Пятикнижия Моисеева), откуда иудейские книжники извлекли 643 заповеди: 365 запретов и 278 повелений. Обратим внимание на то, что это цифровые константы: 365 — число дней в году; 278 — число костей и суставов человеческого тела. Как неизменны эти величины, так неизменны и заповеди Моисея.
Для иудея обряд не имел символического значения (как в христианстве). Он не иллюстрировал никаких догматов, ничего не изображал. Он просто предписывал. Это было требование Бога, которое предполагало от человека только один ответ — безусловное послушание. Это очень важно!
У евреев не было понятия моральной добродетели (не было даже такого слова! потому что это понятие греческое по происхождению). У них было понимание необходимости безусловного послушания Богу в форме исполнения обрядового закона. Идеал иудея — не добродетельный человек, а человек, денно и нощно изучающий Закон (Тору) и любой свой поступок оправдывающий Законом.
Следовательно, иудейская этика была не моральной, а правовой (как если бы у нас вместо морали был только законодательный кодекс). Заслуги человека перед Богом определялись законопослушным поведением. Отсюда подсчеты заслуг и фарисейски-горделивое превозношение ими, что так раздражало Исуса.
Однако, что противопоставил этому Исус? Проповедь морального идеала, которым мы должны руководствоваться в своих поступках? Так часто и думают, но это не так. У Исуса нет ни индивидуальной, ни социальной этики. У него — то же самое послушание воле Божьей. И даже ещё большее послушание (“Я пришел не нарушить Закон, но исполнить”). Все антитезы Нагорной проповеди (“Вы слышали, что сказано древним “не прелюбодействуй.” А Я говорю вам, что всякий кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.” и т.д. ), все Его высказывания требуют всецелой отдачи себя воле Божьей. Но — без оглядки на Закон! Из одной только любви!
В этом было то неслыханно новое, что смущало фарисеев всех времён и нас сейчас смущает. Ничто не должно стоять между человеком и Богом. Даже самые священные вещи (Закон и обряд), заняв место Бога, превращаются в идолов. Только любовь (и притом предельная, жертвенная) — угодна и ведёт к Богу, ибо есть свойство божественное.

Исус не требует от своих учеников ни поста, ни аскезы. Правда, он ценит бедность, однако, богатство само по себе не зло. Через добровольную бедность человек приобретает особые качества в глазах Бога. Но не потому, что требуется бедность. Требуется жертва. Жертва своим комфортом, своими удобствами, ради Бога...
Это внешне похоже на аскезу, но это не аскеза, потому что здесь нет никакой мисти-ки душевного, которая требует очищения и освобождения от греха и специфического мо-литвенного самоуглубления. Всё это возникнет лишь после перехода к Эллинизму, когда появится болезненный дуализм души и тела (особенно у гностиков). У Христа этого нет.
Вот почему и в первохристианстве мы не найдём ни аскетов, ни монахов, ни монастырей. Ничего этого не было в первые три века христианства. И это следует постоянно иметь в виду при изучении первохристианского богослужения. Оно не мистично, не символично, оно в высшей степени реалистично.
От иудейского менталитета в первохристианство прежде всего перешла небывалая цельность, которая сейчас воспринимается как некоторая узость. Нет никаких моральных коллизий, никакой богословской рефлексии, которая бы отражалась в изощрённых богослужебных конструкциях. Только верность вере, а сама вера есть воля к истине.
Христианство родилось как иудейская мессианская секта, своими корнями уходящая в Ветхозаветное время. Это особенно наглядно проявляется в преемственности богослужебного времени.




Жизнь мудрее нас.
(А.Ф. Лосев)
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 636
Зарегистрирован: 11.09.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.10.13 02:42. Заголовок: Похоже, надо апгрейт..


Похоже, надо апгрейтить мозг от неизбывного никонианства.

Пройдёмся по пунктам:

Andrey-co пишет:
 цитата:
Вот что приносится в жертву Богу от лица людей.

т.е. автор полагает, что не смотря на слова Господа о нежеланности жертвы её всё-таки надо приносить. Разве имеет значение, что Спаситель сказал? Жертва превыше слов Спасителя? "Знающие люди" лучше знают что Богу угодно?

Может Господь сказал "и милости хочу и жертвы"?

Andrey-co пишет:
 цитата:
согласно книги Левит 2:2, употреблялись красное вино и пресный (а не квасной) хлеб. Отсюда армянские опресноки и католические остии. А православный квасной хлеб появился позже,

Позже чего? Позже книги Левит, или позже Вечери Господней? Автор исповедует отсутствие квасного хлеба на Вечере? По крайней мере, складывается впечатление, что армяне и католики, по мнению автора, придерживаются "правильной" первоначальной версии, от которой отказались не потому, что Христос на трапезе артос (квасной) преломил, а просто в пику июдеям. Что ж тогда во многом другом калькируется ветхозаветность?

Andrey-co пишет:
 цитата:
современная Евхаристия соединяет в себе и жертвенное и хвалебно-благодарственное значение

Может и слово Евхаристия тогда изменить? Ну, если это не Благодарение, а Жертво-Благодарение. Может в Дидахе где-то написано не "благодарим о чаше сей и о хлебе сем", а "благодарим и приносим в жертву"?

Может слова "благодарим о жизни и ведении" просто неполноценны без жертвы?

Andrey-co пишет:
 цитата:
после искупительного подвига Христа.

В древней Руси даже не употреблялось слово "искупление" в переводах Евангелия. Искупления у кого? У диавола? У Самого Себя?

При таком подходе возникает очень интересная коллизия. Бог не может вступать в сделку с диаволом. Такой подход уравнивает Бога и диавола. Если Христос - это необходимая жертва, то субьектом сделки становится Мария. Это очень интересно подтверждается иконописными сюжетами, в которых животные-матери приводят своих детёнышей на закалание для поминальной трапезы. частности подобный образ был на недавней выставке старообрядческой иконы.

Тогда вполне понятен культ Девы Марии на Западе. Ведь именно она привела жертву на заколание в мир. Христос же приобретает исключительно пассивный образ как по отношению к Отцу, так и по отношению к людям (в частности Марии). Он родился только для жертвенной смерти. Причём, при таком положении дел, совершенно неважным становится всё Христово учение. Если Его не убить - всё учение бессильно для спасения? Главное-то жертва? А остальное так...

Не вера в Христа - Сына Божия спасает, а Его смерть?

Не знаю кто как, но мы верим в Христа, который пришёл для Жизни, учил жить и ДАРОВАЛ Жизнь благим дарованием и верой в Него.

Andrey-co пишет:
 цитата:
Для иудея обряд не имел символического значения (как в христианстве).

А для автора Евхаристия не реальна, а всего лишь символична? Простите, но это противоречит постановлению собора 1156-57 и словам об истинных Теле и Крови.

Andrey-co пишет:
 цитата:
Следовательно, иудейская этика была не моральной, а правовой

Видимо, дядя сторонник идей А. Храповицкого и его последователей, отрицающих юридическую теорию жертвы и подменяющие её теорией морально-нравственного искупления, которое смещает акценты с Голгофы в Гефсиманию.

Andrey-co пишет:
 цитата:
У Исуса нет ни индивидуальной, ни социальной этики.

Да? А как же
 цитата:
12. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.

(Св. Евангелие от Матфея 7:12)

это не "социальная этика"? Или Христос учит тому, чего сам не имеет?

Andrey-co пишет:
 цитата:
И даже ещё большее послушание (“Я пришел не нарушить Закон, но исполнить”).

Автор понимает слово "исполнить", как "следовать ему со всей тщательностью и послушанием". Слово же "исполнить" означает не что иное, как положить конец и вывести из обращения. Таким образом, если что-то упразднено, то его нельзя и нарушить. Нечего нарушать.

Andrey-co пишет:
 цитата:
и притом предельная, жертвенная

Опять введение побочного понятия. Полное послушание воле Божией, которое является продуктом любви не является жертвой, но является единением. Таким образом, вместо ветхозаветной "жертвы" мы получаем христозаветное усынение. Не тот благ, кто хочет плохого, но пересиливает себя и не делает, а тот, кто через причастность Христу научается не желать плохого и не видит в нём привлекательности. При таком положении вещей говорить о "жертвовании" чем-то просто не актуально. Как можно пожертвовать тем, что не имеет для тебя ценности?

Вспомните Павла:
 цитата:
35. Кто сможет стать между нами и любовью Христа? — Страдания, притеснения, преследования, голод, нищета, опасность, меч?..
36. Писание говорит:
Из-за Тебя мы все время на грани смерти, мы для них как овцы, которых ведут под нож.
37. Но во всем этом мы одержали полную победу благодаря Тому, кто нас любит.
38. И я убежден, что ничто: ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни другие духовные существа и силы, ни век нынешний, ни век грядущий,
39. ни вышний мир, ни бездна — ничто из всего мироздания не сможет стать между нами и любовью Бога, которую Он явил в Христе Исусе, Господе нашем!

(Послание к Римлянам 8:35-39)

т.е. они считают, что можно нас принести в жертву, как овец, но это не так.

Нельзя в мехи старые налить вино новое. Нельзя ветхозаветными терминами говорить о Христовом Завете. Это допустимо только на начальном, переходном уровне, для тех, кто живёт в старых понятиях и благодаря этому очень хорошо понимает, их разрушение, при введении новой сути для старых слов. Человек же современный через ветхие понятия обращается к ветхости.

Andrey-co пишет:
 цитата:
Требуется жертва.

Кем требуется? Уж во всяком случае не Христом.
 цитата:
13. пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
14. Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?
15. И сказал им Исус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.
16. И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.
17. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.

(Св. Евангелие от Матфея 9:13-17)



Andrey-co пишет:
 цитата:
Вот почему и в первохристианстве мы не найдём ни аскетов

смотря то понимать под аскезой. Плотское воздержание и отказ от личного имущества в первохристианстве не редкость.

Andrey-co пишет:
 цитата:
От иудейского менталитета в первохристианство прежде всего перешла небывалая цельность,

Целоность? Это какая? Садукейская? Фарисейская? Ессейская?

Господь постоянно указывает июдеям на противоречия.

Andrey-co пишет:
 цитата:
Христианство родилось как иудейская мессианская секта

Эти слова в корне противоречат словам апостола Павла, который гораздо лучше автора статьи знает каким было изначальное христианство, особенно среди языков, которые никак не могли быть иудейской сектой
 цитата:
9. не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его
10. и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,
11. где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

(Послание к Колоссянам 3:9-11)

Христианство несовместимо с иудейством. Одно - всегда означает смерть другого.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 638
Зарегистрирован: 11.09.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.10.13 05:01. Заголовок: Andrey-co, заканчива..


Andrey-co, заканчивай купаться в католицизме-никонианстве.

"С кем поведёшься от того и наберёшься".

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 273
Зарегистрирован: 11.09.12
Откуда: Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.10.13 06:35. Заголовок: Andrey-co, ты прости..


Andrey-co, ты прости, но только кое что из твоих постов может быть ценным, но не в этой теме.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 33
Зарегистрирован: 21.10.12
Откуда: Россия, Королевъ
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.10.13 13:40. Заголовок: Принял, братия... Сп..


Принял, братия... Спаси Христос... Видно, впрямь, читать азъ не умею...
Порадовался за отдельные мысли Виктора Алымова, а "слона не узрел"... - Не Христовыми очами зрел!.. Через полчасика сяду прочесть свои посты "на свежую голову...

Жизнь мудрее нас.
(А.Ф. Лосев)
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 639
Зарегистрирован: 11.09.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.10.13 18:25. Заголовок: Сергiй пишет: иконоп..


Сергiй пишет:
 цитата:
иконописными сюжетами, в которых животные-матери приводят своих детёнышей на закалание для поминальной трапезы. частности подобный образ был на недавней выставке старообрядческой иконы.

Тогда вполне понятен культ Девы Марии на Западе. Ведь именно она привела жертву на заколание в мир.

Вполне возможно, что мы имеем дело с классическим случаем внешнего замещения языческого культа псевдохристианским, т.к. суть его практически не меняется:

 цитата:
Классическая Артемида — вечная дева; сопровождающие её нимфы также дают обет безбрачия, те же, кто не соблюдает его — строго караются (как, например, Каллисто). Перед свадьбой богине приносились искупительные жертвы. Во многих мифах она представляется мстительной и жестокой: убивает Актеона, детей Ниобы, приказывает Агамемнону принести ей в жертву его дочь. Губительные функции Артемиды связаны с её архаическим прошлым — владычицы зверей на Крите. В древнейшей своей ипостаси не только охотница, но и медведица.
Такая Артемида, которой приносятся человеческие жертвы, во многом близка древним богиням-матерям, подобным Кибеле и Иштар; отсюда, возможно, и оргиастические элементы культа, прославляющего плодородие богини. С ней нередко отождествлялись Илифия, пособница рожениц, Геката — богиня мрака и покровительница чародеев, Селена — олицетворение Луны; Артемида (в своей древней ипостаси), как и многие подобные ей богини, защищает женщин и детей, облегчает страдания умирающих, она ассоциируется одновременно и с рождением, и со смертью.



Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 34
Зарегистрирован: 21.10.12
Откуда: Россия, Королевъ
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.10.13 19:38. Заголовок: Перечёл... ещё раз п..


Перечёл... ещё раз подивился... убедился снова, что лучше иметь мозг хорошо устроенный, чем хорошо наполненный.. Спаси Христос, "бросаю"... Доброй ночи.

Жизнь мудрее нас.
(А.Ф. Лосев)
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 274
Зарегистрирован: 11.09.12
Откуда: Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.10.13 03:39. Заголовок: Р.Ф. Тафт пишет: По..


Р.Ф. Тафт пишет:

 цитата:
После того как все молитвы были выслушаны и изучены и все богословы сказали о них всё, что могли, божественные таинства остаются таинствами по самой их природе, а не потому, что мы стараемся сделать их непонятными путём сокрытия их под покровом секретности!


очень правильно подмеченно - богословы. Не исключительно попы, не исключительно епископы, а именно богословы среди которых могут быть даже простецы. Хотя наверное не даже, а в большинстве своем.

В никонстве часто приходилось слышать о том, что Литургика очень сложная наука и непосвященным туда лучше не залазить. Народ ограждают от подобных знаний как только умеют, создавая и поддерживая ореол таинственности, сокральности, посвященности.

В РПсЦ Литургику не преподают даже в духовном училище на Рогожке.

Итог на лицо. Прихожане мужского пола в 99% не знают о значении Литоргии ничего, а незнающих женского пола - 100%.


Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 35
Зарегистрирован: 21.10.12
Откуда: Россия, Королевъ
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.10.13 12:43. Заголовок: Решил азъ всё же дочитать те лекции Виктора Алымова, ибо...


..и "Дидахи", и Тертуллиана, и Матеуса он изучал, "реконструируя" службу 3 века...
(оттуда же и "грустное для них" сравнение - Причастие в Воскресение...)

Скрытый текст


Простите, братия, что снова "пощу", постясь, о постах и Праздниках, о Кругах Годовых и Седмичных...
...а уже, наверное, и что-то с Освященного Собора слышно?..


Жизнь мудрее нас.
(А.Ф. Лосев)
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 640
Зарегистрирован: 11.09.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.10.13 17:04. Заголовок: Andrey-co пишет: Чте..


Andrey-co пишет:
 цитата:
Чтение Священного Писания (Ветхого Завета)

А апостолы его с собой возами возили и по общинам первым делом раздавали? Они вообще что проповедали-то? Иудаизм-лайт?

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 641
Зарегистрирован: 11.09.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.10.13 17:27. Заголовок: Andrey-co пишет: Вот..


Andrey-co пишет:
 цитата:
Вот — этот древнейший чин первой половины III века, из которого генетически развились наши Вечерня и Утреня.

Для кого? Может для тех кого Павел именует лжебратиями?
 цитата:
3. И что же? Даже Тита, моего спутника, грека, никто не понуждал к обрезанию.
4. Добивались этого лишь некие лжебратья, которые вкрались к нам, как лазутчики, чтобы разведать о нашей свободе, которая есть у нас благодаря Христу Исусу, и вернуть нас в рабство.
5. Но мы ни на минуту не поддались их давлению, желая сохранить для вас истинный смысл Радостной Вести.
6. Что же касается авторитетнейших (кто они такие и кем были, мне безразлично, ведь Бог беспристрастен), то они, эти авторитетнейшие, не стали от меня требовать ничего сверх моей Вести.
7. Напротив, они увидели, что мне вверена Богом Радостная Весть для язычников в той же мере, как Петру — для евреев.
8. Ведь Тот, кто подвиг Петра на апостольское служение среди евреев, подвиг и меня — на служение среди язычников.

(Послание к Галатам 2:3-8)


 цитата:
18. Если я стану восстанавливать то, что раньше разрушил, этим я покажу, что преступил Закон.
19. Закон меня умертвил, и я умер для Закона, чтобы жить для Бога. Я распят вместе с Христом,
20. и живу уже не я, а живет во мне Христос. И пока я живу на земле, я живу благодаря вере в Сына Божьего, полюбившего меня и отдавшего себя в жертву ради меня.
21. Так неужели я отвергну Божий дар?! Ведь если оправдание может дать Закон, значит, Христос умер напрасно!

(Послание к Галатам 2:18-21)


 цитата:
11. Теперь я пишу вам собственной рукой — видите эти большие буквы?
12. А те, которые понуждают вас обрезаться, хотят понравиться людям: они не хотят, чтобы их преследовали за крест Христов.
13. Они, хотя и обрезаны, сами не соблюдают Закон, а вас хотят обрезать, чтобы был повод похвастать этим.

(Послание к Галатам 6:11-13)



Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 635
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.10.13 04:34. Заголовок: Andrey-co пишет: Хри..


Андрей цитирует:
 цитата:
Это особенно наглядно проявляется в преемственности богослужебного времени.

Брат, мы имеем новозаветное свидетельство, отражающее картину первохристианского богослужения. Гл. 20-я книги "Деяний" описывает Евхаристию, совершенную христианами Троады, где Павел провел неделю, прибыв из Филипп.
 цитата:
7. В первый же день недели, когда мы были собраны для преломления хлеба, Павел беседовал с ними, намереваясь отправиться в путь на следующий день, и продолжил слово до полуночи.

8. Было достаточно светильников в гонице, где мы были собраны.

9. Сидел в окне некий юноша, по имени Евтих, погружаясь в глубокий сон по мере того, как затягивалась беседа Павла. Погруженный в сон, он упал с третьего этажа и был поднят мертвым.

10. Павел, спустившись, лег на него всем телом и сказал: не смущайтесь, ибо душа его в нем.

11. Поднявшись наверх и преломив хлеб и вкусив, и еще немало побеседовав до зари, отправился в путь.

12. Между тем отрока привели живого, и были они утешены безмерно.

(Деян., Гл. 20: 7-11)

1. Все это происходит ночью. Горит много светильников.

2. В верхней комнате (3-й этаж).

3. Трапеза Господня совершается с Агапой (о вкушении в данном отрывке упоминается 2-жды).

4. Чтение ВЗ ОТСУТСТВУЕТ.




Это иное богослужение. Атмосфера его отличается принципиально. Это скорее семейное, братское собрание, чем ритуализированное чинопоследование в храме. И происходит оно совсем не в 9-00 утра.

Конечно, лицензированные толкователи господствующих вероисповеданий все это в миг опровергнут и свое непременно обоснуют. Мол, это всего лишь исключение и т.д. и т.п. Но факт-то остается фактом ! Вечеря происходит естественно, натурально, в своей первозданной непосредственности. Читаешь и проникаешся ее не напряженностью, "не-энтропийностью"...

Касательно же отсутствия чтений ВЗ необходимо еще раз подчеркнуть: чего нет в описаниях Луки, - того нет. Ведь, даже приписать в этом случае что-либо намного труднее (так как еще додуматься надо, - "править" то, о чем ничего не написано). И, как правило, то, о чем ничего не написано и составляет наиболее надежную копию происходящего.

А реконструировать можно до бесконечности, был бы, как говорится, спрос.

Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 642
Зарегистрирован: 11.09.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.10.13 06:14. Заголовок: Спаси Христос, братъ..


Спаси Христос, братъ Романъ.

Очень хорошо написал.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 36
Зарегистрирован: 21.10.12
Откуда: Россия, Королевъ
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.10.13 17:54. Заголовок: Спаси Христос, брати..


Спаси Христос, братия... знал ведь азъ, что именно эта строка о чтении ВЗ приведёт к "отповеди".. и "в седьмой раз простите, и..." даст Бог, не повторится "...в 77-й" - "Деяния..." читать надо, всё верно.

Жизнь мудрее нас.
(А.Ф. Лосев)
Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 21 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  -1 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия