АвторСообщение
редактор




Сообщение: 55
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.09.12 03:06. Заголовок: Был ли на Исповеди Иоанн Златоуст?


Данный материал перенесен нами с форума "Древлеправославие", где мы пытались выяснить для себя мнения его участников об Исповеди. Скрытый текст

Известно, что чин совершения данного Таинства прошел определенный путь в своем развитии. При этом, ни святые, писавшие о покаянии (Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст и др.), ни древние "Апостольские постановления" не дают никакого покаянного чина или молитвы "на покаяние".

Вообще, если рассуждать о чинопоследованиях Константинопольских Евхологиев, Византийских и более поздних славянских Служебников, Требников и Чиновников, то возникают вопросы:

1. А совершалось ли Таинство Исповеди в его нынешнем понимании, скажем, в немонастырских храмах? Ведь не секрет, что исследователи источников, содержащих предписания для духовников ко приему "стереотипной исповеди" по вопросникам и канонарям датируют данные тексты, как очень поздние.
(Пример, Протоканонарь "от Иоана Постника" (582-595гг.), датировка которого установлена не ранее VIII в.) Скрытый текст

2. Когда появляется данное чинопоследование и "должности" исповедников современных форм "официального покаяния"?

3. Почему Христом не налагались на спасенных по вере никакие епитимии, а сейчас, по покаянии, налагаются?

4. Существовали ли другие типы "свободной исповеди", которые совершались бы, например, через нерукоположенных монахов?

5. Как введение практики "официальной" исповеди соотносится со словом Божим и "святоотеческим" преданием?
(Взять, хотя бы, знаменитые "канонические письма Василия Великаго" или известное всем:
"Внутренне обращение достаточно перед Богом" св. И. Златоуста).

6. К чему это ведет в наши дни и что за этим стоит?

В связи с малым объемом (практически отсутствием) "графики" в виде "сканов" или др. фото полемику приводим в текстовом режиме.

Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 3 [только новые]


редактор




Сообщение: 56
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.09.12 03:41. Заголовок: САП: Roman пишет: а ..


САП:

 цитата:
Роман Ермаков пишет: А совершалось ли таинство Исповеди в его нынешнем понимании, скажем, в немонастырских храмах?

Судя по в 34-му правилу Василия Великого:
Скрытый текст
- исповедь проходила на едине перед епископом, он возлагал епитимью, и не раскрывал тайны исповеди перед остальными.

 цитата:
Роман Ермаков пишет: существовали ли другие типы "свободной исповеди", которые совершались бы, например, через нерукоположенных монахов?

Да.

Скрытый текст



В.Анисимов: http://pilotchart.narod.ru/text/Tainstva/T3_2.htm


Роман Ермаков: благодарствую, ознакомимся


Евгений Иванов:
согласно Катехизису три тайны потребны для спасения: Крещение, Причастие и Покаяние. Следовательно, покаяние, как отдельное таинство было всегда. Форма предварительных молитв, конечно должна была меняться. Поновление исповеди, наверняка, потом появилось. Но это надо изучать по оставшимся памятникам, а не гадать. К тому же, если чина исповеди времен Златоуста не сохранилось, не значит, что его не было.


Роман Ермаков:
меня интересует прежде всего Евангельский аспект и практика ориентированная на исполнение заповедей Христовых. В частности, вкладывался ли изначально в служение Покаяния смысл отпущения грехов рукоположенными епископами и пресвитерами? Ведь не секрет, что для такого религиозного сознания знаменитое "вязать и развязывать" самообеспечивает недопустимость никакой альтернативы в плане "приема" Исповеди, кроме как "законным иереем"? А было ли так всегда? Или все рассматривалось только как братская помощь сомолитвенника, испрашающего в купе с кающимся благодати Господней во оставление грехов? Предлагаю исходить все же от Евангелия, а потом уж "от отец и катехизисов", Слово Божие должно быть первично, на мой взгляд.


Роман Ермаков:
вот, к примеру, благовествование Матфея в контексте предшествующих слов Господа, которые Он кратко резюмирует "елика аще свяжете...": Скрытый текст
Как видно из контекста, смысл "вязать и развязывать" вполне определен, - это братское всепрощение и исповедание грехов друг перед другом, в эклессии, с целью оказание падшему помощи, что и делали первые християне в Духе Святом... Сейчас толкователями принята как правило иная точка зрения.


Konstantino:
 цитата:
Сейчас толкователями принята как правило иная точка зрения.

Насколько я понимаю, современное священство считает, что "сколькое, если свяжете на земле будет связано в небе и сколькое, если развяжете на земле будет развязано в небе", - это только их прямая обязанность так делать и никто не имеет право это восхищать...


Konstantino: но есть же и вот это, -
http://samstar-biblio.ucoz.ru/load/skitskoe_pokajanie/169

Скрытый текст



Konstantino:
а что до моего вопроса насчет священства и его действий "связывать и развязывать"? Я полагаю, данный вопрос как раз уместен и относится к Исповеди.


Роман Ермаков:
к сожалению, сегодня практика "стереотипной Исповеди" человеческому действию "вязать-разрешать" (Мф. 18: 15-22) вместо исконного сомолитвенного испрошения отпущения грехов, (основанного на заповеданном братском всепрощении), для духовника отводит уже совсем другое место. Предназначение это стало основополагающим в рамках концепции прощения священнической "властью", ему данной. А между тем, уже в молитве "Отче наш" отражен совсем другой подход, подход заповеданный Христом, - братское прощение. ("И остави нам грехы наша, ибо и сами оставляем всякому должнику нашему", Лк. Зач. 55)
(Цит. по Елисаветградскому изводу Евангелия).


Konstantino:
т.е поп не имеет власти "вязать-разрешать"? (Мф. 18: 15-22) Если имеет власть "вязать-разрешать" (Мф. 18: 15-22), то монопольно ли? А если не имеет, то кто тогда имеет такую власть?


Роман Ермаков:
"Так знайте, что Сын Человеческий имеет на земле власть прощать грехи... (Мф.9:6)
"Тогда Исус сказал им: - Мне дана вся власть на небе и на земле". (Мф. 28:18)
(современный перевод НЗ на русский язык)


Konstantino:
если я тебя правильно понимаю, Господь не передовал никому право вместо Себя "вязать-разрешать"? (Мф. 18: 15-22).
Это подтверждается словами:
"Так знайте, что Сын Человеческий имеет на земле власть прощать грехи... (Мф.9:6)
"Тогда Исус сказал им: - Мне дана вся власть на небе и на земле". (Мф. 28:18)
Интересно... и не понятно, с каких пор попы решили, что именно они имеют право "вязать-разрешать"? (Мф. 18: 15-22)

Не дождавшись ответа хочу пойти далее. Если "вязать-разрешать" (Мф. 18: 15-22) может только Христос, то какой же тогда была Исповедь первых христиан? Ты пишешь - "...вместо исконного со молитвенного испрошения отпущения грехов, (основанного на заповеданном братском всепрощении)..." Это как практически было и было ли?


Konstantino:
и что должно быть зафиксировано на практике?


Роман Ермаков:
чтобы не быть голословным, приведу фрагмент "всепростительной молитвы" соборного происхождения X века.
(Она встречается в Евхологиях X-XI в., а так же и в более поздних Евхологиях и Требниках). Использовалась как разрешительная молитва перед Причащением, а так же читалась всей общиной вместе, как до сих пор еще сохранилось в южно-европейских "православных церквях". Интерсесно, что в рукописи "Sinai 982:f.32" ей присвоен титул : "молитва о кающемся", а в А-455 "Молитва Василия Великаго"
Скрытый текст

Как видно из. с. 36-39 "вязать-разрешать" стоит в аккурат после заступительных прошений данной молитвы (с. 31-33). Т.ь. по факту мы имеем братское прощение у христиан первых веков, а не сегодняшнее "прощение" священнической "властью", данной ему свыше. -Божий дар врачевания душ в Евангелии: "Кровь Моего завета... во оставление грехов". Поэтому молитвы зачастую просто читались перед Причастием.

-Дидахи Апостолов содержит текст (14:1-2): об исповеди собственных грехов в открытом собрании и примирении с ближним перед Причастием.
-Пастырь Ермы вообще говорит о том, что не существует литургическое покаяние после Крещения, "но тот который кается перед Господом может получить прощение". Там есть ангел покаяния.
-Символ веры "исповедую едино крещение во оставление грехов". Так же и Апостольский символ веры.

(Фрагмент текста молитвы К:3:1 привожу по изданию: М.Арранц SJ. "Избранные сочинения по литургике,
Том II, "Таинство покаяния", Москва- Рим, 2003 г.)


Konstantino:
ну и какя здесь складывается система ценностей ранне христианских общин?


Роман Ермаков:
Каждый христианин – добровольный и бескорыстный сотрудник Христа. Его образец и наставник, - Господь, Сын Бога Живаго.
Задача верных, - соработничать Христу. Пример дан: «да будет воля Твоя»!
Апостол Павел пишет о том, что Христос освободил нас от наших грехов (Евр. 1:3). Непорочный, Он дал нам путь соединения с Богом (воплощенный в Нем), путь преобразования природы в новую тварь, свободную от греха.

Господь учил молиться , совершил множество исцелений отпуская грехи. Причем, физически больному (расслабленному) было проречено: «дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (Матф.9:2). В этом благовестии нам показано и то, как трудились ближние пытаясь оказать братскую помощь расслабленному, какие приложили усилия. При отсутствии возможности зайти через дверь, друзья больного разбирают кровлю... Здесь важно осознать то, как они поступили: они сделали все, что бы отдать его в руце Господни! И мы читаем, как носилки опускаются прямо перед Ним и как Господь одобряет их поступок. Он исцеляет больного по их вере
 цитата:
Исус, увидев веру их, говорит парализованному:— Сынок, прощены твои грехи! (см. Лк. 5. 19-20 и Мр. 4. 4-5)

Посему, действие ранней Церкви против греха и состояло в молитвенном заступничестве за падшего и для этого нам заповедано исповедывать грехи свои друг перед другом, по слову апостола Иакова
 цитата:
«Исповедайте друг перед другом грехи и молитесь друг за друга, чтобы вам получить исцеление. Усиленная молитва праведного может очень много.» (Иак. 5:16)

Выбор дан:
собственное истинное обращение к покаянию, испрашивание у Господа оставления своих грехов, прощение ближнему и мольбы за брата об его очищении. Тем и совершалось не ложное братское вспоможение – исправление. Все вышесказанное подтверждает и ранняя практика.
Или же возврат к ветхозаветности с принудительными епитимиями в качестве искупительной жертвы за каждый грех.

Если же обратимся к молитвам и последованиям и расмотрим историю чина, то сразу станет ясно: во что сегодня все вылилось и как происходила трансформация мировозрения.

Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 64
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.09.12 04:59. Заголовок: Roman: По древнему &..


Роман Ермаков:
По древнему "патриаршему" Константинопольскому Евхологию (Служебник + Требник и Чиновник), если рассуждать о составе чинов или последований, то Таинство Покаяния или Исповедания, в его нынешнем понимании, вообще не совершалось, по крайней мере, в соборных и приходских (немонастырских) храмах, употреблявших этот Евхологий.
 цитата:
Помимо какой-то "обиходной" практики покаяния, о которой будет сказано позже (она отражена в итало-греческих евхологиях Х-XI вв., а также в Синайском славянском (глаголическом) Евхологии XI в.), по Константинопольскому Евхологию существовали только два вида "чрезвычайного покаяния"; а именно: а). Принятие обращающихся еретиков. б). Принятие возвращающихся отступников. ('Диатаксис" патриарха Мефодия: ISL-1:261 ОСР-90:283-322). Помимо этих форм "официального" Покаяния соборных церквей, существовал другой тип "свободной" Исповеди, ставший очень распространенным на Востоке; он совершался через нерукоположенных монахов и отражен в разнообразных редакциях Номоканона (или Канонаря "Иоанна Постника") (М.Арранц SJ. "Избранные сочинения по литургике", Том II, "Таинство покаяния", Москва- Рим, 2003 г.)


Роман Ермаков:

В русском издании Евхология "Барберини гр. 336" (Омск 2011 г, стр. 190) под номерами 201 и 202 даны всего две покаянные молитвы, находящихся в константинопольском Евхологии VIII века:
[К1:1]: «Молитва о кающихся: Боже спасителю наш, иже пророком твоим Нафаном, покаявшемуся Давиду о своих согрешениих...»;
и |К2:1]: «Молитва о исповедующихся: Господи Боже наш, Петрови и блуднице слезами грехи оставивый...»

В поздних же византийских церквях содержится уже довольно сложный чин последования Исповеди, зависящий от печатных книг разных по традициям церквей. Скрытый текст


Роман Ермаков:
 цитата:
САП пишет: судя по в 34-му правилу Василия Великого...

Правило известно по трем "каноническим" письмам Василия Великого; (См. каноны 1-16 (письмо 188: PG-32:664), каноны 17-49 (письмо 199: PG-32:716), каноны 51-84 (письмо 217: PG-32:793))
 цитата:
Вероятнее всего, Каппадокийские Отцы каким-то образом зависят от строгого толкования (идущего от самого Оригена) александрийских Отцов, Петра (PG-18:468) и Тимофея (PG-33:1320)... Немаловажный факт, что канонические письма были написаны св. Василием по просьбе новопоставленного епископа Амфилохия, спрашивающего своего митрополита, как поступать с кающимися; что доказывает, что покаянная практика не была общепринятой. Интересно и то, что Василий отвечает не сразу, но мало-по-малу, когда по мере возможности обозначая, что вопрос требовал от него некоторого времени на размышления или же , что тема не казалась ему особенно важной. Костантинопольская Церковь, по крайней мере со времен епископства св. Григория Назианского (перед 381 г.), знала вероятно о канонах св. Василия, но первое известие о покаянной практике этой церкви до нас доходит через "Церковную Историю" Сократа (5,19). где рассказывается, как архиепископ Нектарий (381-397) упразднил должность исповедающего клирика, предоставляя личной совести каждого христианина свободное решение о причащении. И маловероятно, что его преемник на кафедре, св. Иоанн Златоуст (398-404), смог или пожелал вообще заменить эту практику.
(cm.PG-48:754, PG-62:28 и т.д.; V.Grummel, Les r6gestes des actes du patriarcat de Constantinople, I, fasc.l, Kadikoy-Islanbul 1932,1:6, 13, 16)



Konstantino:
ты это набирал вручную или нашел в инете? Ссылку не дашь?


Роман Ермаков:
К сожалению, у меня только бумажные издания. Библиографию от сканирую и выставлю позже.


Konstantino:
Спаси Христос Роман.


Роман Ермаков:
 цитата:
Konstantino: мне не понятно с каких пор попы решили, что именно они имеют право "вязать-разрешать"?

Вот, известный факт о знаменитом письме "Иоанна Дамаскина"
 цитата:
Письмо "об Исповеди и о власти связывать и разрешать", приписываемое Минем св. Иоанну Дамаскину, но принадлежащее, вероятнее всего, более позднему автору, которым мог бы быть св. Симеон Новый Богослов, выражает на самом деле какое-то богословское мнение, существовавшее в Византии в средние века. Согласно этому мнению, в древней Церкви служение Покаяния было дано Господом епископам и пресвитерам, однако они этот дар утеряли по недостатку духовной жизни, и он был передан монахам, настоящим носителям Св. Духа. Это, вероятно, обновленное древнее мнение о заступничестве мучеников и исповедников за вероотступников во время преследований. По нашему мнению, речь идет не об отпущении грехов при совершении Таинства Покаяния, но только об определении нужной епитимии, после исполнения которой кающийся считался востановленным в церковном общении




Роман Ермаков:
Еще пару цитат для размышления:
 цитата:
... Если Валсамон в XIII в. и св.Симеон Солунский в XV в. должны были опровергать практику Исповеди у простых монахов, это значит, что обычай пока сохранялся... Да и в московком издании Номоканона патриарха Иоасафа (1639 г.) Исповедь у нерукоположенного монаха допускается при некоторых условиях.


 цитата:
Трактат об Исповеди, приписываемый св. Феодору Студиту, за которым следует одна серия 27 канонов о различных грехах и пороках, и две серии 165 и 65 епитимий для монахов, не предусматривает никакого чина разрешения или отпущения. Говорится только о продолжительности отлучения от причащения (aKOiviovia); можно предполагать, что после этого времени монахи, бывшие под епитимией, начинали снова причащаться без всякого формалного разрешения. Каноны первой из вышеуказанных серий во многом сокращают каноны св. Василия Великого: старые десятилетние епитимии и более уменьшаются до трех, двух, и даже одного года, без явной пропорции между древними и новыми сроками.
Можно сомневаться в подлинности атрибуции этих канонов св. Феодора (канон 47-й, например, различает монахов малой и великой схимы, однако св. Феодор не принимал этого различия в своих монастырях), но они все же выражают определенное мнение бытовавшее в близкою ему эпоху



Роман Ермаков:
Все не подписанные цитаты (кроме НЗ и справки о Гоаре) даны по пятитомнику избранных сочинений по Литургике "Таинства византийской традиции", члена Российской Академии Естественных Наук М. Арранца SJ.
(Институт Философии, Теологии и Истории св. Фомы, Москва- Рим, 2003-2006 г.)


Konstantino:
Можем переходить к выводам этой части?


Роман Ермаков:
Выводы пусть каждый сделает сам. Информации более чем достаточно.


Konstantino:
информации достаточно, а выводы не утешительные.


Konstantino:
Бытует среди людей мнение насчет того, что раз есть право у попа накладывать епитимьи, то есть и право вязать.
Ох уж эта епитимия. Чего по этому поводу думаешь, Роман?


Роман Ермаков:
 цитата:
Konstantino пишет: Бытует среди людей мнение насчет того, что раз есть право

Вопрос объемный, поэтому придется разбить его на две взаимосвязанные части. По поводу первой, еще раз:
Слово Божие, которое приводилось выше, содержит вполне определенную и простую заповедь о том, Кому принадлежит власть отпущения грехов (см. Мф. 28:18 и Мф.9:6). И обе молитвы из древнейших патриарших Евхологиев VIII-XIII веков отражают это, возвращая нас к раннему пониманию христианства, как Новозаветной веры во Христа Сына Бога Живаго, Господа кающихся, который Един только может творить сие.
(Евхологии содержащие только молитвы [К1-1][К2-1]:
Barberini 336, SPb 226 ("Porfirij"), Sevastjanov-Rumjantsev 474, Grottaferrata Gbl ("Bessarion"), Coislin 213 ("Strategios"), Athenae 662.)


Роман Ермаков:
Текст заступительной "Молитвы о кающихся" [К1-1а]
(редакция XI в., по ISL-2:42, ISL-3=ECP:366 см. ОСР-91:95)

1 Боже спасителю наш,
2 иже пророком твоим Нафаном,
3 покаявшемуся Давыду о своих согрешениих,
4 оставление даровавый,
5 и Манассиину в покаяние молитву приемый,
6 сам и раба твоего (имя рек),
7 кающагося о них же содела согрешениих,
8 приими обычным твоим человеколюбием,
9 презираяи ему вся содеянная,
10 оставляяи неправды,
11 и превосходяи беззакония,
12 Ты бо рекл еси Господи,
13 хотением не хощу смерти грешника,
14 но яко еже обратитися и живу быти ему,
15 и яко седмьдесять седмерицею оставляти грехи,
16 понеже яко величество твое безприкладное
17 и милость твоя безмерная,
18 аще бо беззакония назриши, кто постоит?
19 яко Ты еси Бог кающихся,
20 и тебе славу возсылаем,
21 Отцу и Сыну и святому Духу...

Сегодня доступна и более древняя редакция (VIII в) той же молитвы: [Kl:lb],
(cm.ISL-2:44, где она вне всякого чина).
(так же см. BAR 336, POR, SEV, SIN, Grott. Gb43).

Молитва обращается к Господу Богу, учившему нам прощать обиды "седмьдесять седмерицею".
Молитва относится большинством исследователей к "периоду древнего Покаяния" и еще не содержит "разрешительной формулы" поздних чинов и последований
(как, например [К:3:1])


Роман Ермаков:
далее, [К2:1] "Молитва об исповедующихся" (VIII в.)
ISL-2:44 ISL-3=ECP: 367 ОСР-91:99 cм.RUB:24v (Рубан 118):

1 Господи, Боже наш,
2 Петрови и блуднице слезами
3 грехи оставивый,
4 и мытаря познавшаго своя прегрешения оправдавый,
5 приими исповедание раба твоего (имя рек),
6 и еже ти согреши, вольныя его грехи и невольныя
8 словом, или делом, или помышлением,
9 яко благ презри,
10 Ты бо Един власть имаши отпущати грехи,
11 яко Бог милостем и щедротам еси, и Тебе славу возсылаем,
12 Отцу, и Сыну, и святому Духу ныне и присно, и во веки веков.

Как видно из с. 10 понимание ранее было совсем иное. Анализ текста молитвы проведен уже и не раз.
Интересно следующее.
 цитата:
Греческий глагол в повелительном времени "париде" (презирай, не обращай внимания) заменяется в менее древних рукописях глаголом "сигхорисон" (прости), имеющим более юридическую и окончательную оценку; надо заметить, что этого глагола нет вообще в Новом Завете... Молитва [К2:1], обращенная к Исусу Христу, напоминает три евангельских примера раскаяния: Петра, грешницы и мытаря; и первые два именно через слезы. Испрашиваемое прощение распространяется на все возможные грехи, даже невольные и мысленные. Молитва имеет ввиду частное Покаяние грехов, потому что в древности, вне монашеских кругов, не предусматривалась Исповедь.
(Цит. по 5 Тому "Введения в таинства Византийской традиции", с. 196)




Роман Ермаков:
 цитата:
и еще не содержит "разрешительной формулы" поздних чинов и последований.


Но как пророчески писал Федор Михайлович "Мы исправили подвиг Твой..." и более поздняя молитва типа [К3], уже представляет собой молитву священника, содержащую "разрешительную формулу" оставления грехов. Характерно то, что у данной молитвы "соборного происхождения" по разным рукописям имеется с десяток именований. Одна рукопись приписывает ее св. Василию Великому, другая св. Иакову, брату Господню, и т.д. Молитва не встречается ни в одном "патриархальном" константинопольском Евхологии и обращена ко Второму Лицу Святой Троицы, что не обычно не для Византийцев, не для Римлян, где традиционно молитвы обращены к Отцу Небесному. Но не смотря на все это, ее архетип [К:3:1] уже попадает в полные чины Исповедания сперва италийских Евхологиев X-XI века, а позднее публикуется в GOA (куда, как уже сказано выше, вошли греческие издания текста первых православных Евхологиев, печатавшихся в Венеции, начиная с 1520 года). [К:3:1] является молитвой "разрешительного священнического всепрощения", и именно из нее затем клонируются возможные варианты, один из которых так же приведу ниже.


Роман Ермаков:
[К3:1] Периферийная "всепростительная молитва" с формулой разрешения (соборного происхождения, X в.)
(см. ISL-2:46, 0Р-91:103, GOA:536, ZER:225,221, ROM:205, РАР:166,164, N1K:91, TRE):

1 Господи Исусе Христе,
2 Сыне Бога живаго,
3 пастырю и агнче,
4 вземляй грех мира,
5 иже заимования даровавый двема должникома,
6 и грешнице давый оставление грехов ея,
9 сам Владыко,
10 ослаби, остави, прости
11 грехи, беззакония, согрешения,
12 вольная и невольная,
13 яже в ведении и не в ведении,
14 яже в преступлении и преслушании бывшая
15 от рабов твоих сих,
16 и аще что яко человецы плоть носяще
17 и в мире живуще
18 от диавола прельстишася,
20 аще в слове, или в деле,
21 или в ведении, или в неведении,
22 или слово священническое попраша,
23 или под клятвою (священническою) быша
24 или под свою анафему падоша,
25 или под клятву ведошася,
26 сам, яко благ и незлобивый Владыко,
28 сия рабы твоя словом разрешитися благоволи
29 прощаяй им и свою их анафему и клятву
30 по велицей твоей (неизреченной) милости,
31 ей, Владыко человеколюбче Господи (Боже наш)
32 услыши нас молящихся твоей благости
33 о рабех твоих сих
34 и презри яко многомилостив прегрешения их вся,
35 измени их вечныя муки,
36 Ты бо рекл еси Владыко,
37 Елика аще свяжете на земли
38 будут связани на небеси,
39 и елика аще разрешите на земли,
40 будут разрешени на небеси,
41 яко Ты еси един брезгрешен,
42 и Тебе славу возсылаем...

Интересно, что в с. 10 имеется серия традиционных глаголов "ослаби, остави, прости", которые содержатся в рукописном Часослове "Синай 863" IX века, в службе "Типика" (Изобразительные), предназначенной " на Причащение" для отшельников. ниже приведу известное исследование данного текста.


Роман Ермаков:

 цитата:
Глагола "анэсис" (ослаби, с. 10) нет в Евангелиях; он встречается только четыре раза в Деяниях и Посланиях в значении внутреннего спокойствия и размеренности, а не оставления грехов; он редко встречается и в покаянных молитвах. Глагол "сигхорисон" (прости) вообще отсутсвует в Новом Завете. Между тем как первые два глагола (ослаби, остави) передают идею смиренной просьбы и упования на Божие милосердие, третий (прости) выражает желание полного прощения грехов, каким-то образом требуя окончательного оправдания. В предыдущих работах мы сравнивали все три глагола византийских молитв с подобными словами из синагогальных молитвословий: "слах, мхал, киппёр", хотя в переводах на западные языки сами евреи трактуют "слах, мхал" практически как синонимы. Они встречаются в 6-ой бенедикции (бераха) из будничной серии 18-и берахот Амиды или Тефиллы, читаемой на всех трех ежедневных синагогальных службах. Третий глагол: "каппёр" произносится только раз в год, по случаю празника Дня Прощения (Йом Киппур, тот же самый корень "каппер"), во 2-ой части (Атта йодёа) молитвы общего исповедания (Виддуй), которая повторяется много раз в течения этого исключительного дня.... в еврейской традиции существует уверенность, что в этот день Господь Бог изглаживает окончательно грехи своего народа... Общий дух молитвы [К3:1] приближается к еврейскому Виддуй (всеобъемлющее исповедание) по настойчивому желанию перечислить все возможные неисполненные долги человека перед Божеством. Грехи, совершаемые по неведению или по неосторожности, считаются в книге Левита, причиной жертвопринишения. Человек считается перед Богом скорее должником, чем виноватым. Чтобы избежать наказания, человек обязан принести Господу Богу подходящую жертву. Мысль о долге перед Божеством может показаться естественной всякому религиозному человеку, но она - ЧУЖАЯ Новому Завету, и вообще древней Церкви..." ("Таинства византийской традиции", Том II, с. 50-51)

Христос раз навсегда (Евр 10:10) освободил нас от греха, и мы составляя Тело Его, освящены по слову апостола Павла, который пишет:
 цитата:
Всякий иерей стоит каждый день служащий, и многократно приносящий те же жертвы. Те, которые никогда не могут снять грехи. (Евр 10:11)

Первые христиане осознано верили, что Господь исполнит обещанное и им ничего не оставалось, как оставлять себя во всемилостивых руках Того, Который есть "упование наше", и что Кровь Его Завета дана во оставление грехов.
 цитата:
Текст молитвы [К3:1] зависит, вероятно, от духовности пустынных анахоретов, находившихся в постоянной аскетической борьбе с собственной греховной природой и в вечном мучительном поиске оправдания перед Богом. ("Таинства византийской традиции", Том II, с. 50-51)



Роман Ермаков:
В первые века молитвы содержали довольно простые термины, которые полностью определялись Христовым Заветом. В них отсутствовали сложные названия и описания преступлений по закону Моисееву, где каждый грех имел особую епитимию с соответствующим жертвоприношением или с телесным наказанием, через которые грешник искупал свое преступление, даже, если оно было не вольное. Грешник перед Богом считался скорее должником, чем виноватым. Молитвы [К-1] и [К-2] содержат заступительные обращения непосредственно к Господу. Заступничество за грешника, - вот основное предназначение братии в действии первохристианского собрания против греха. Молитвы же [К-3] это уже новый шаг в истории Покаяния. В ней появляется разрешительная формула. И речь уже не идет о древней публичной дисциплине, когда кающийся не нуждался в подтверждении того, что и так было всем ясно, в следствии исполнения Заповеди "исповедаете другу грехи" и жизни в экклесии.

Роман Ермаков:
И, как показано выше, были периоды, когда к Причастию приступали по испытанию собственной совести и это зафиксировано в документах. Со временем роль священника усиливается, появляются формуляры исповедания, сложные чины, прото и девте- канонари опросники и прочее, поются Псалмы, совершаются вступительные последования, наставления, назначаются епитимии, а на западе появляются индульгенции.
Печатные Евхологии форсируют эволюцию.... но
 цитата:
но, если первые христиане (в простоте) верили словам Исуса и в любой момент могли призвав имя Христово исцелить человека, то в последствии, священники продолжая с уверенным видом произносить проповеди и крестить приходящих, уже не могли действовать на бесов и болящих, оставляя все это "случайным" святым и чудотворцам" [т.ь. находящимся, как правило вне системы по факту]

При этом молитвы доводятся до кульминационного состояния ветхозаветности.

Все это приводит к исчезновению исконного христологического смысла из Таинства Исповеди и воцарению "законов", согласных уже не с Христовым Заветом, а с предписаниями ВЗ.



Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 65
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.09.12 05:00. Заголовок: Нина: Konstantino п..


Роман Ермаков:
Для осмысления изменений, которые произошли в покаянной практике необходимо учитывать и тот факт, что:
первые христиане твердо верили в неложность Господних обещаний и им ничего не оставалось, как предавать себя во всемилостивые руки Того, Который есть "упование наше", и что Кровь Его Завета дана во оставление грехов.

Кроме того, апостолы могли предъявить явно те Дары Духа Святаго, которые получили таинственно, по Божественной благодати. И в Деяниях нам описаны слова Петра о том, что Господь излил Святаго Духа, и все «вы ныне видите и слышите» это (см. Деян. Гл. 2).
В последствии все изменилось... и лишь Новозаветные свидетельства и древние покаянные молитвы сегодня дают возможность в самых общих чертах показать пути богословского осмысления Покаяния у византийцев.


Роман Ермаков:
Христов Завет дает заповедь о спасении по вере: "И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя." (Лк.17:19, Мф.9:22, Мр.5:34, Лк.7:50, Лк.8:48). В свете этого, духовное исцеление кающегося зависит прежде всего от веры больного и веры всех пребывающих в собрании. В Евангелии рассказывается, что даже сам Господь иногда не мог совершать исцелений, потому что не хватало веры у людей:
 цитата:
5. И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил [их]. 6 И дивился неверию их; потом ходил по окрестным селениям и учил. (Мк.6:5,6)

Не удивительно, что восхищая на себя чрезмерные обязанности священники не всегда умели подойти к исправлению заблудших с тем необходимым, чем обладал Пастырь Добрый и Его ученики. Разрыв неотъемлемой связи между обретением Дара Св. Духа ("Примите Духа Святаго") и действием ("Кому простите грехи...") и привел к следующим противоречиям:
в поздних Священнических византийских молитвах [К-3], [k-4], [K-5], [K-6] служения Покаяния обильно стали использоваться упоминания обретения Даров, подчеркивание роли священства, их "преемственности" от апостолов, расширение воспоминаний и "двойное разрешение" "властью им данной", а исцелений становилось все меньше и меньше...

Роман Ермаков:
[К3:3] "Молитва окончания покаяния" (X в.)
ISL-2:640CP-91:313 (перевод М.А.)

1 Владыко Господи Боже наш,
2 весь уз грехов наших добровольным страстием разрушивыи,
4 дунувший в лицо святых своих апостолов рек,
5 примите святаго Духа,
6 кому простите грехи, тому простятся;
7 на ком оставите, на том останутся,
8 ты Владыко, через святых твоих апостолов
9 ныне служащим во святей твоей церкви
10 повелел быть, оставленные грехи
11 вязать и разрешить всякий уз прегрешения,

12 умоляем тебя и о братьях наших
13 стоящих пред тобою,
14 даруй им твою милость...

Выделенный фрагмент содержит упоминание роли священников во оставлении грехов.


Роман Ермаков:
[К3:4] "Молитва при окончании покаяния" (XV в.)
ISL-2:64 ОСР-91:315 (перевод М.А.)
Молитва для разрешения исповедающегося после того, как исполнилось время его епитимии:

1 Владыко Господи Боже наш,
2 пришедший к святым твоим ученикам и апостолам,
3 при закрытых дверях,
4 давший им мир и сказавший,
5 кому простите грехи, тому простятся,
6 на ком оставите, на том останутся,
7 сам Владыко Господи,
8 невидимым и всемогущим твоим попечением,
9 призри на раба твоего сего,
10 и освободи от грязи тела,
11 и от скверности души,
12 в которые он пал своими прегрешениями,
13 через мой рот грешного,
14 и поскольку он был связан епитимей,

15 разрешена да будет его епитимия,
16 так как и его грех благодатью твоею.
17 яко благословено пресвятое твое имя...
(После исповеди: H.Tafos (CP)136:26-35v MOR-LOG:94-D).

Примера данной молитвы в греческих Евхологиях не было до XV в.

Роман Ермаков:
молитвы классификации [К4].

вводятся:

- условие прощения: исповедь перед духовником,
- конечный итог: окончательное прощение,
- последствие: оправдание перед Божим судом,
- упование: провозглашение Имени (сый).

Скрытый текст


[К4:1а], "самая простая формула" (XII в.),
повторяемая после каждого греха сказанного,
(ISL-2: ОСР-92:25):

1 Бог
2 да простит тебя

[К4:1Ь], "формула читаемая в конце исповеди" (XIII в.),
(ISL-2:72 ОСР-92:25):

1 Бог
2 да простит тебя
3 все что перед ним
4 моему ничтожеству ты объявил

[К4:1с], "развитие элемента "Бог да простит"",
(ISL-2:72 ОСР-92:27):

1 Владыка и Господь наш Исус Христос
2 Бог
3 да простит тебя
4 все что перед ним
5 моему ничтожеству ты объявил

[K4:ld], "окончание молитвы прославлением Имени",
(ISL-273 ОСР-92:27):

1 Сам Спаситель наш и Господь Исус Христос
2 да простит тебя
3 все что перед ним
4 ты исповедывал моей малости
5 в теперешнем веке и в будущем
6 и удостоит тебя стоять неосужденно перед его судилище
7 благословенный Сыи во веки веков.


 цитата:
Самая терапия грешников не всегда практиковалась успешно; в некоторые эпохи церковной истории лечение согрешающих состояло в долголетнем их отлучении от Святых Тайн Тела и Крови Христа, предоставляя их в беспомощности самим себе.

[К4] читаются во время исповеди или сразу после нее над кающимся, которому налагается епитимия воздержания от причащения на долгое время и которому этой формулой обещается или объявляется Божие прощение его грехов. Из содержания этих молитв выводится, что исповедь делается Господу Богу в присутствии духовника, который должен подробно расспросить кающегося и определить епитимию, которую тот должен соблюдать...

Особенное прославление Имени Бога, под парафразой библейской тетраграммы - с ы й (см. Исх. З:14), возможно, вероятно, понимать по отношению к исключителной важности, которую оно имело у евреев в День умилостивления или прощения (Йом Киппур), когда оно произносилось первосвященником внутри Святая Святых; оно гарантировало полное прощение грехов всего Израйля. Подобное прославление Имени встречается ежедневно у Византийцев, наприм. в конце Вечерни и Утрени: "Сый благословен Христос Бог наш". В Числ.6:22-27, по прямому приказу Господа Бога, данному Моисею, троекратное произнесение тетраграммы над верующими являлось формулой священнического благословения, через которое сам Бог их благословлял.

("Таинства византийской традиции", Том V)




Роман Ермаков:

Молитвы [К-5],
("двойное разрешение"):

Скрытый текст

[К5:2], "Двойное отпущение после исповеди и после общей формулы раскаяния" (XIV в.),
(ISL-2: 820СР-92:67 (перевод М.А.)):

1 Да помилует тебя всемогущий Бог
2 и оставит тебе
3 все согрешения
4 властию которой пользуюсь
5 разрешаю тебя от грехов твоих

6 о которых мне ты исповедовался
7 и о которых не помнил
8 так что ты был разрешаемый
9 в нынешнем веке и в будущем

[K5:6]: "Двойное отпущение грехов и уз",
(ISL-283 ОСР-92:69 (перевод М.А.)):

1 Господь и Бог наш,
2 растерзавый Господом нашим Иисусом Христом,
3 бывшее против нас рукописание прегрешений наших,
4 и разрешивый узы связанных под грехом,
5 сам даст тебе,
6 прощение всех преступлений,
7 и я пользуясь властью Его,
8 от всякого уза запрещения большого и малого,
9 от всякого бездействия и лишения причащения,
10 если случается что падал в них,
11 разрешаю тебя,
12 Одинаково разрешаю тебя от всего что согрешил,
13 во имя Отца и Сына и святого Духа. Аминь
(Barber.571 (anc.87):f.l8).


 цитата:
"Формулы [К5] можно считать более поздними чем [К4]. Они прибавляют какой-то канонический акт, максимально подчеркивающий роль духовника-священника, переходившего с прежней роли свидетеля исповеди перед Господом Богом, на роль наместника самого Господа Бога, если не заместителя..."
("Таинства византийской традиции", Том V, с. 224-225)



Роман Ермаков:

Византийский вариант индульгенции,
[Кб]: ОДНО ОТПУЩЕНИЕ И УЖЕ ТОЛЬКО ОТ СВЯЩЕННИКА".

Скрытый текст


[К6:1], "формула прощения" (XVI в.),
(ISL-2:85 ОСР-92:73 (перевод М.А.)):

1 Смирение мое,
2 духовному чаду Н.
3 поскольку мне мысли искренне исповедовал,
4 прощает ему во святом Духе,
5 всякое, что моей скромности объявлил,
6 и все что в разные времена сказал духовным отцам,
7 а если что-то из его греховных действий осталось неисповедуемым,
8 или забвением, или незнанием, или стыдом,
9 и от этого ничего не лишается оставления,
10 но и даруем его ему благодатью Духа,
11 уповая на великие божие щедроты,
12 и таковые и в страшном часу суда,
13 не оставят его безответным:
14 должен же он и на будудущее внимать себе,
15 всесильно и в слезах о них,
16 приблизиться к Богу,
17 и всегда призывать его благости,
18 Кому слава во веки. Аминь

Молитвы этого типа являются результатом всей византийской эволюции. В них архиерей разрешает грешника от всех канонических долгов. С ними можно сравнить лишь западное понятие "индульгенций"


Konstantino:
Мда... вижу, что в Византии, еще до крещение Руси было совершенно другое понятие о Исповеди и епитимии, хотя и там шла эволюция но не по Христову Завету а к ВЗ. С чего это такая практика появилась и закрипилась? Ну про древнее предание я лучше промолчу и про запрет на изменение этого предания....


Konstantino:
Что такое индульгенция?
Скрытый текст
Скрытый текст


Konstantino:
Бенедикт XVI выдаст первые индульгенции за время своего понтификата 7.02.2007
Скрытый текст
Скрытый текст


Konstantino:
О значении Иом-Киппура в эпоху после разрушения Второго храма и упразднения жертвоприношений Мидраш и раввинистические авторитеты говорят: «Иом ха-киппурим сам по себе искупает грехи человека»
(Сифра, Ахарей мот 8:1; Майм. Яд., Хилхот тшува 1:4). Скрытый текст

Скрытый текст


(рекомендую почитать полностью и обратить внимание на слово литургия)


Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  -1 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия