АвторСообщение



Сообщение: 15
Зарегистрирован: 16.11.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.11.12 23:36. Заголовок: Чего нет в Писании... или есть?


В соседней теме Сергий пишет:

 цитата:
Нет смысла рассуждать о том, к пониманию чего нет адекватного инструментария и прямого Божиего Слова.

В связи с этим интересно мнение участников форума по поводу традиции почитания икон. Прямого указания на иконопочитание в Библии не обретается, более того, ряд мест может быть скорее истолкован в смысле запрета, тем не менее, иконопочитание у христиан существует с глубочайшей древности, а в VIII веке после многолетней дискуссии оно приобрело и силу догмата. Итак, как Вы думаете, насколько иконопочитание оправдано Словом Божиим и не является ли оно продуктом эклектизма - своеобразного культурного заимствования из язычества, с последующей богословской адаптацией, как, например, по мнению уважаемого Сергия, из иудаизма заимствовано современное осмысление Евхаристии, как жертвы? Или в данном вопросе имеет место лишь некоторая внешняя схожесть языческой и христианской традиции, но происхождение иконопочитания все-таки имеет Евангельскую основу?

"Все испытывайте, хорошего держитесь" (1Фесс.5:21) Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 4 [только новые]


редактор




Сообщение: 271
Зарегистрирован: 11.09.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.12 07:36. Заголовок: Токос пишет: оно при..


Токос пишет:
 цитата:
оно приобрело и силу догмата

Процитируйте пожалуйста сей догмат со ссылкой на достоверный источник.

Токос пишет:
 цитата:
как Вы думаете, насколько иконопочитание оправдано Словом Божиим


 цитата:
7. Раз вы Меня знаете, вы узнаете и Отца. И отныне вы Его знаете, даже видели!
8. — Господь! — говорит Филипп. — Покажи нам Отца, и больше нам ничего не надо.
9. — Я столько времени с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? — отвечает Исус. — Тот, кто видел Меня, видел Отца. Как же ты говоришь: «Покажи нам Отца»?
(Св. Евангелие от Иоанна 14:7-9)

Господь Исус Христос самим фактом своего вочеловечения являет нам образ Отца.

Токос пишет:
 цитата:
не является ли оно продуктом эклектизма - своеобразного культурного заимствования из язычества

Говоря о язычестве, Вы вероятно имеете ввиду идолопоклонство?

Мы поклоняемся лишь Богу, иконы же почитаем.
 цитата:
ПОЧИТАТЬ, почесть кого, что чем, за кого; считать, признавать, принимать, полагать.

(Толковый словарь Даля)

Почему же нам не принимать изображения Евангельских сюжетов и участников Священной Истории? Вы спрашиваете об оправдании уважительного принятия икон на основании Евангелия - но на примере росписей древних катакомб мы видим, что настенная роспись (в современном понимании фреска и икона), сама является символическим изложением библейских сюжетов и в этом смысле ничем не отличается от Евангелия для не умеющих читать. Писанное Евангелие само по себе изображение бывшего при помощи знаков, т.е. в определённом смысле образ (икона) с использованием изобразительных средств. Принимая Благую Весть мы принимаем и различные изображения Благой Вести.

Отличить почитание и поклоняние, проведя тем самым разграничение между язычеством и христианством можно очень простым способом.

Спросите: "можно ли христианину молиться при полном отсутствии икон в наглухо замурованном бетонном бункере?"

Отвечу: "Конечно можно. Наличие или отсутствие образов никак не влияет на богообщение".


Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 19
Зарегистрирован: 16.11.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.12 08:44. Заголовок: Сергiй пишет: Проци..


Сергiй пишет:

 цитата:
Процитируйте пожалуйста сей догмат со ссылкой на достоверный источник

Ну, у меня под рукой сейчас лишь цитата из публикации Манси (в переводе КДС), не знаю, насколько она для Вас достоверна:
 цитата:
«честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней. Такое учение содержится у святых отцов наших, то есть в предании Кафолической Церкви, которая приняла Евангелие от концов до концов [земли]» (Mansi. T. 13. P. 378 sqq.; ДВС. Т. 4. С. 590).



Сергiй пишет:

 цитата:
Господь Исус Христос самим фактом своего вочеловечения являет нам образ Отца.

Несомненно - Бог пришел во плоти, показал себя ангелам... Но допустимо ли подражание?

Сергiй пишет:

 цитата:
Говоря о язычестве, Вы вероятно имеете ввиду идолопоклонство?

Да, о нем.

Сергiй пишет:

 цитата:
Почему же нам не принимать изображения Евангельских сюжетов и участников Священной Истории? Вы спрашиваете об оправдании уважительного принятия икон на основании Евангелия - но на примере росписей древних катакомб мы видим, что настенная роспись (в современном понимании фреска и икона), сама является символическим изложением библейских сюжетов и в этом смысле ничем не отличается от Евангелия для не умеющих читать. Писанное Евангелие само по себе изображение бывшего при помощи знаков, т.е. в определённом смысле образ (икона) с использованием изобразительных средств. Принимая Благую Весть мы принимаем и различные изображения Благой Вести.

Это понятно, но ведь богословие вкладывает в иконы несколько иное, точнее более глубокое содержание, не только иллюстрация, но своего рода откровение, святыня, посредством которой происходит связь с первообразом. Наличие росписей в катакомбах не говорит об общем признании и распространенности икон, а широкая полемика в 8-9 веке говорит о том, что иконе до того времени еще не было отведено бесспорное место в жизни Церкви. В противном бы случае, иконоборчество не имело бы такого долгого по времени и поразительного по географии распространения. Вас ведь не смущает продолжительность использования чинопоследования Евхаристии-жертвы, но, не смотря на многовековое использование оного, Вы открыто говорите о его противоречии изначальному церковному устройству и исповеданию. Так, наверное, и в данном вопросе, наличие изображений в катакомбах не должно само по себе свидетельствовать и об их согласии с Евангельским исповеданием. Коль скоро за основу Вы берете самые ранние памятники христианской письменности, то, наверное, и этот столь важный вопрос (иконопочитание) хорошо бы сверить с ранними памятниками, как мне кажется.

Сергiй пишет:

 цитата:
Спросите: "можно ли христианину молиться при полном отсутствии икон в наглухо замурованном бетонном бункере?"
Отвечу: "Конечно можно. Наличие или отсутствие образов никак не влияет на богообщение".

Наверное, и не только в замурованном бункере, но и вообще можно молиться без икон, догмат ведь не предписывает непременное, во всякой ситуации использование икон, он лишь предписывает признавать их использование православным и не хулить иконопочитание и иконопочитателей. Многие святые, живя например, в пустыне не имели не только икон, но и одежды и это не помешало им достигнуть самых высоких духовных откровений и совершенств.


"Все испытывайте, хорошего держитесь" (1Фесс.5:21) Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 277
Зарегистрирован: 11.09.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.12 09:57. Заголовок: Токос пишет: не знаю..


Токос пишет:
 цитата:
не знаю, насколько она для Вас достоверна

Настолько, насколько она соответствует оригиналу текста. Вы можете провести подобное сравнение?

Токос пишет:
 цитата:
поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней.

Если возможно, хотелось бы взглянуть, что написано в этом месте на языке оригинала.

К слову, я так понимаю, что цитату Вы взяли отсюда: http://www.pravenc.ru/text/155500.html ? Так тут есть ещё интересные предложения:
 цитата:
"Рецепция встретила трудности как в Византии, где иконоборчество было реставрировано в 815-842 гг., так и на Западе, где существовало минимализированное представление об иконе, признававшее ее психологическое и педагогическое значение и не видевшее ее онтологического и «анагогически»-мистического смысла. В окт. 600 г. свт. Григорий I Двоеслов, папа Римский, узнав, что Марсельский еп. Серен разбил священные изображения в своей епархии, написал ему, что вполне похвален запрет поклоняться (adorare) образам, но уничтожение их достойно порицания: образ научает свящ. истории неграмотных, подобно как книга - грамотных, и, мало того, сообщает «пламень умиления (ardorem compunctionis)» (PL. 77. Col. 1128-1129)."


 цитата:
"Собор восполнил к тому времени уже сложившийся в своей основе канонический корпус 22 правилами. Зап. Церковь приняла их лишь в кон. IX в., когда они вместе с деяниями Собора были переведены на лат. язык библиотекарем папы Иоанна VIII Анастасием".

Как это Вселенский Собор может обойтись без участия и признания существенной (если не большей) части НЕРАЗДЕЛЁННОЙ церкви?

Токос пишет:
 цитата:
но ведь богословие вкладывает

Богословие понятие растяжимое. Каждой эпохе соответствует своё богословие, так что говорить о нём в обобщённой форме не имеет смысла. В вышеприведённом примере неплохо видно, что "богословие иконы" Григория Двоеслова несколько отличалось от того "богословия иконы", которое приводите Вы (как я понимаю подразумевая всеобдержность подобного "богословия"):

 цитата:
богословие вкладывает в иконы несколько иное, точнее более глубокое содержание, не только иллюстрация, но своего рода откровение, святыня, посредством которой происходит связь с первообразом



Сомневаюсь, что богословие катакомбной росписи было идентично современному ползанию на карачках под тем или иным образом.

Для меня "богословие" убранства иконами моленной сродни служению на гробах мучеников и попросту визуализирует тот факт, что у Бога нет мертвых, но все живы. Как и в большой общине Вы становитесь молиться на привычное место, среди знакомых и дорогих Вам людей (в данном случае их изображений).

Токос пишет:
 цитата:
широкая полемика в 8-9 веке говорит о том

Широкая полемика (в узких кругах, т.к. в западной церкви о сей ширине не больно-то и знали) говорит прежде всего о том, что существовали реальные случаи подмены иконопочитания их идолизацией (например соскобы пигментов с образов и добавление их в чашу). Кроме того, иконоборчество было ни чем иным, как иудействованием (чему свидетельством происхождение Михаила Травла и его принадлежность к соответствующей секте).

В иудаизме существует запрет на использование изображений людей в молитвенной практике. В христианстве такого запрета не существовало. Мне кажется вопрос исчерпан.

Если Вы хотите сказать, что современное иконопочитание близко к идолопоклонству - не стану спорить. Как, надеюсь не станете и Вы спорить с тем, что далеко не для всех христиан, в том числе и причисленных к лику святых, уважительное отношение к образам смешивалось с идолопоклонством и перерастало в него. (Пример приведён выше)

Токос пишет:
 цитата:
хорошо бы сверить с ранними памятниками

Я привёл Вам свидетельство от Евангелия. Принимать его или не принимать - Ваш личный выбор. Уместность сего для себя Вы можете определьть только самостоятельно.

Токос пишет:
 цитата:
не говорит об общем признании и распространенности

общее признание и распространённость стали возможны лишь в эпоху книгопечатания и подгонки под единый стандарт. Свидетельство тому подгонка русской богослужебной практики под конкретные печатные книги (что хорошо видно на примере вопроса о трёх поклонах и отверзании царских врат на литоргии)

Токос пишет:
 цитата:
не хулить иконопочитание

т.е. другими словами уважительного отношения к изображению своих сомолитвенников, закончивших свой земной путь и прославленых от Бога.

Не очень понимаю, в чём Вы видите здесь язычество и о чём затеяли спор?

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 278
Зарегистрирован: 11.09.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.12 11:15. Заголовок: Как вы понимаете сло..


Как Вы понимаете слова о том, что во Христе нет ни еллина ни июдея (ни еврея, ни язычника)?
 цитата:
26. Ведь все вы через веру сыны Бога в единении с Христом Исусом.
27. Крестившись, чтобы соединиться с Христом, вы облеклись в Христа.
28. И нет уже ни еврея, ни язычника; ни раба, ни свободного; ни мужчины, ни женщины — вы все одно существо в единении с Христом Исусом.

(Послание к Галатам 3:26-28)



Я понимаю так, что здесь речь идёт не о национальностях, а о вере. Опасность мутации христианства в иодео-язычество всегда была велика. Особенно при его встраивании в государственную стуктуру и декларативное распространение на всё население вне зависимости от веры и желания этого населения.

В вопросе храмового богослужения такая опасность особенно велика, т.к. ни Христос ни апостолы такого богослужения не устанавливали и не проводили, а за образец что-то нужно было брать.

Мутация нормального христианского изобразительного искусства в привычное идолопоклонство тоже вполне возможна.

Потому и сказано нам всё исследовать но держаться лишь доброго (а не привычного) и отделять зерна от плевел.

Не нужно тешить себя иллюзиями, что за нас это сделают религиознные госструктуры и ведомства.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  -1 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия