АвторСообщение
редактор




Сообщение: 138
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.10.12 12:45. Заголовок: О поклонах на "Великом входе"


Хотелось бы привести один из примеров общего отношения к церковному преданию в среде тех сообществ, которые позиционирует себя, как "та самая, Святая Соборная и Апостольская Церковь", при этом жестко противопоставляя свою систему ценностей "соседним" христианским конфессиям, с которыми они некогда находились в общении (не смотря на различные традиции)...

Вопрос, предлагаемый к рассмотрению, был выделен в отдельную "ветку" из полемики
"О Проскомидии"
.

В обсуждаемой теме, один из участников дискуссии (д. В. Тимофеев, РПСЦ), исповедуя учение о преложении Даров на Литоргии и убежденно именуя его православным, не смог (а возможно не захотел) отвечать на вопрос о поклонах, совершаемых на переносе Святых Даров по первой части «Херувимской песни».

В вышеуказанной полемике ("О проскомидии") рассматривались следущие цитаты из "Жития протопопа Аввакума": Скрытый текст

Как видим, расстрижение происходит в тот же момент, что и рукоположение, на Великом Входе... Великий Вход, происходит еще до возгласа "Двери, двери...", после которого Евхаристия соединяет верных во Христе, а Аввакум говорит о том, что ПО ПЕРЕНОСЕ ПОСТАВЛЕНО НА ПРЕСТОЛ УЖЕ ТЕЛО ХРИСТОВО! Скрытый текст

Посему, поднимались соответствующие вопросы, главный из которых:
чему или кому народ кланяется, трижды, по возгласе «Всех вас да помянет Господь…» ?
Хлебу? Иерею? Мертвому Телу?
Ведь третий земной поклон сегодня в РПсЦ - в землю (всегда!!!)

На что д. Валерий написал следующее: Скрытый текст

Недооценить значимость таковых утверждений сложно. Ключевым моментом явился вопрос о том, на сколько это вообще соответствует вероисповеданию русской Церкви в дораскольный период? И почему полемический пик споров "о пресуществлении" Даров на Литургии пришелся на время конца XVII века при п. Иоакиме, т.ь. на ранне-никонианский период?

Все это и заставило нас углубится в данную тему и поднять различные источники. Мы обратились к современным изданиям "Устава о поклонах" РПСЦ, к знаменитым "Поморским ответам", святоотеческому наследию, к спорам "О пресуществлении даров" в византийско- католичексой полемике на Руси (ознаменовавшим окончательную победу «грекофильской» партии над «латинской») в политической борьбе с участием московской церкви при царском Дворе (п. Иоаким, С. Полоцкий, братья Лихуды, Медведев и др.), к трудам историков, а так же к апологиям известного строобрядческаго писателя Ф. Е. Мельникова.

Всем этим и делимся на данной страничке.

Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 33 , стр: 1 2 3 All [только новые]


редактор




Сообщение: 147
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.11.12 15:48. Заголовок: Первое, обратимся к ..


Издание Донской и Кавказской епарахии РПСЦ, 2008 года
(составители: епископ Зосима, иерей А. Панкратов):



на стр. 58 приведено изложение "Устава о поклонах" на Божественной Литоргии:



Как видим по "уставу о поклонах" в РПСЦ на "Великом Входе", сегодня, по первой части "Херувимской", ВСЕГДА полагаются 3 поклона,

два из которых ПОЯСНЫЕ, третий В ЗЕМЛЮ


Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 148
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.11.12 16:22. Заголовок: Согласно "Учению..


По "Учению о богослужении Христовой Церкви (старообрядческой)" "великий вход", совершаемый между первой и второй частью Херувимской, знаменует собой "шествие Господа на страдания и последующее несение Его на погребение":
 цитата:
Торжественный момент. Царь славы идет "заклатися и датися в снедь верным"...

Священник возлагает на правое плечо диакона воздух, а на главу его - дискос; сам берет потир и выходят оба на амвон.
Вперед идет свещеносец." Всех вас да помянет Господь Бог во царствии Своем", - возглашают дьякон и священник и т.д.

...

"Умныя силы, - пишет и св. Герман в "Тайнозрении вещей церковных", - созерцая в пении Херувимской пренесение честных Даров, образующих Тело Господа Iсуса, с краниева (лобнаго) места до гроба- с нами поют невидимо: "аллилуия". Посему и при выносе Даров священник и народ молятся молитвой разбойника "на краниевом месте": "Всех вас да помянет Господь Бог во Царствии Своем". И по перенесении читается в алтаре- "Благообразный Иосиф с креста снем" и т.д., т.-е. молитва погребения".

цит. по репр. изд. "Учениiе о богослуженiи Христовой Церкви (старообрядческой)", Москва, тип. П.П. Рябушинскаго, 1913 г., стр. 108-110



Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 149
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.11.12 17:43. Заголовок: Учитывая важность да..


Учитывая важность данного вопроса, мы попытались выяснить для себя смысл последовательности поклонов на "Великом Входе" (сегодня это 2 ПОЯСНЫХ И ОДИН ЗЕМНОЙ) и с удивлением обнаружили, что современная практика не вполне соответствует древлеправославному преданию дораскольной Церкви.

Знаменитые "Поморские ответы» — одно из главных апологетических произведений староверия, на котором воспитано не одно поколение христиан, документ принимаемый всеми согласиями:



в 25-той статье содержит подробное изъяснение вопроса об "отложении на Велицем входе, во время херувимския, бываемых всенародно ПОКЛОНОВ К БОГУ". Кроме того, "Ответы" содержат свидетельство о богослужебной литургической практике русской Церкви по древнему летописцу...



Цит. по изданию книгоиздательства "Московскаго Старообрядческаго Братства Честнаго и Животворящего Креста Господня", тип. П.П. Рябушинскаго, Москва



Мы со всей очевидностью видим, что "Поморские ответы" (ответ №40, Ст. 25:6) свидетельствуют о дораскольной практике ТРЕХ ЗЕМНЫХ ПОКЛОНОВ на Великом Входе, в отличии от современной традиции, которую привели в своей книжице А. Панкратов и З. Еремеев.

В связи с этим возникает очевидный вопрос: а что же стоит за этим изменением, и каково современное объяснение смысла поклонов?

Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 150
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.11.12 03:34. Заголовок: Двигаясь от современ..


Древний чин трех земных поклонов на "Великом Входе" (которых нет даже на "Установлении" Анафоры!), - некая КУЛЬМИНАЦИОННАЯ ТОЧКА БОГОСЛУЖЕНИЯ. Этот след проявляется сегодня, как весьма важное свидетельство.

Это, прежде всего, одно из подтверждений того факта, что дораскольная Церковь еще не разделяла проскомидии и Литоргии верных, составлявших в Божественной службе первых христиан единое целое...

В теме о проскомидии мы уже приводили известные литургике сведения об этом. Коротко суть вопроса такова:

Скрытый текст


Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 151
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.11.12 17:26. Заголовок: Двигаясь от современ..


Только в свете всего вышесказанного и возможно понимание чина трех земных поклонов на "Великом Входе" в богослужении дораскольного периода. В купе с приводимыми выше свидетельствами веры Аввакума, зафиксированными в его сочинениях, (а так же текстами служебников, которые рассматривались в теме "о проскомидии"), они дают возможность прикоснуться к религиозному мировозрению, ориентированному на практику Церкви апостольских времен...

Одной из важнейших особенностей этого сознания и является отсутствие в нем каких-либо черт позднелатынской концепции пресуществления.

В противном же случае, в силу вступают различные трактовки раннениконианского периода:

-припадение иерею, несущему дары;
-"хлебопоклонная ересь" всех почитающих еще "непреложившиеся хлеб и вино";

Об этом писал в своих трудах Ф.Е. Мельников, разбирая полемики времен патриарха Иоакима...

Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 152
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.11.12 18:10. Заголовок: Двигаясь от современ..


Интерес представляет следующее свидетельство авторитетного старообрядческого апологета БИ.

В своей книге "Блуждающее Богословие" Ф.Е. Мельников приводит отрывок из сочинения "Остен", автором которого он по всей видимости считал патриарха Иоакима. В данном тексте содержится еще одно свидетельство о том, что даже до времени третьего после Никона предстоятеля (период патриаршества Иоакима: 26 июля 1674 г. - 17 марта 1690) еще сохранялось поклонение на "Великом входе" "совершенному Телу и крови Христовой".

Автор "Остена" цитирует "слово о благоговейном в храме Божием стоянии", где обличалось следующее:
 цитата:
Яко поклоняющиися на Великом входе хлебу и вину, яко совершенному Телу и Крови Христовой, таковии прельщаются и смертно грешат и, хлебу отдающе поклон Божий, хлебопоклонницы бывают, в вечную душу своея погибель. ("Остен", с. 162)

цит. по изданию: Ф.Е. Мельников "Блуждающее Богословие. Обзор вероучения господствующей церкви". Гл. XI: "О ПРИЧАЩЕНИИ". Барнаул, 2008 г., с. 120

Очевидно, что сторонникам обновленческой грекофильской партии в пылу битв с "латинскими ересями" (причем не на жизнь, а на смерть!), не было бы и смысла приводить сия суждения неизвестного автора, если бы таковой практики к этому времени не существовало...

Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 256
Зарегистрирован: 11.09.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.11.12 18:50. Заголовок: Роман Ермаков пишет:..


Роман Ермаков пишет:
 цитата:
Интерес представляет следующее свидетельство авторитетного старообрядческого апологета

А вот ещё более интересное свидетельство диакона Феодора:

Скрытый текст


Да в новом же толковании Литоргии на великом преношении святых даров в «Херувимскую песнь» не велят поклонятися Святым Даром, глаголют: «Прост хлеб». А святый Иосиф Волоколамский, чюдотворец, пишет в книге своей Просветителе на новых жидов, новогородцких и московских еретиков, хулящих тогда святыя тайны и книги святых, не токмо Святым Даром поклонятися велит, но и чаши, и блюдцем, и пеленам Христовым поклонятися учит, все бо то свято суть и многа о том свидетелства приводит. А Святыя Тайны — како тут «прост хлеб»?! Чесо же ради и поем в то время, яко «Царя всех, подъемлюще ангелскими невидимо дароносима чинми»? И простаго хлеба священнодиякони на главах не носят, и с рипидами около его не ходят, и кадилами не кадят. Аще и не у еще совершися Таинство, но от начала свято есть, понеже принесено Богу, и заклано бысть на жертвенице, и Духом Святым осененно — и како «прост хлеб»?!

Цитируется по книге Пустозерские узники. Свидетели Истины. Донская и Кавказская епархия 2009 г.

Выводы напрашиваются неутешительные - современная поповская служба по своему чинопоследованию и богословию не дораскольная (и уж явно не та, служба прп. Аввакума и д. Феодора), а раннениконианская. По ряду признаков сродственная эпохе патриарха Иоакима.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 164
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.11.12 08:16. Заголовок: Приводимый в "По..


Приводимый в "Поморских ответах" текст Летописца, кроме 3-х земных поклонов содержит еще одно изрядное свидетельство кульминационности Великаго входа в богослужении дораскольной Церкви.

Оно суть в следующем:
 цитата:
и снем с себя царский венец, и постави его на златом блюде и поклонися 3-жды до земли...

Понять это позволяет обращение к действиям во время чтения Анафоры сегодня.

Как известно, на архиерейском богослужении предстоятель в определенный момент слагает с себя митру (изображающую Царя Христа на главе). В современном православном богословии Евхаристии под влиянием поздне-католического учения о "пресуществлении-преложении" сложилось определенное понимание этого действия. И выражается оно в том, что митра снимается со словами открывающими "установление" Анафоры (IКор., 11) и одевается по окончании "преложения" Даров после их благословения, (т.ь. когда "Таинство свершилось и бескровная жертва принесена")...

Пример, для РПЦ МП см. начиная с 1 ч. 04 мин. 30 сек. до 1ч. 09 мин. 45 с.

Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 31.12.69
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.11.12 05:38. Заголовок: Роман Ермаков пишет:..


Роман Ермаков пишет:

 цитата:
И выражается оно в том, что митра снимается со словами открывающими "установление" Анафоры (IКор., 11) и одевается по окончании "преложения" Даров после их благословения, (т.ь. когда "Таинство свершилось и бескровная жертва принесена")...

А как Вы понимаете слова Ектений на Литургии (уже после Великого Входа), сначала Церковь молится "о предложенных честных Дарех", а после благословения Даров священником, "об освященных честных Дарех"?

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 264
Зарегистрирован: 11.09.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.11.12 06:42. Заголовок: Токос, не могли бы В..


Токос, не могли бы Вы конкретизировать свой вопрос? Вы спрашиваете о том, как мы понимаем что происходит в момент между двумя ектениями в современном варианте богослужения, насколько это соответствует более ранней богослужебной практике и Евангельской заповеди? Или что-то иное?

Если Вы спрашиваете о конкретных словах "о предложенных Честных Дарех" (в Новгородском служебнике Антония Римлянина XIV века стоит другое слово "о предъположеных", т.е. "положеных перед"). Вот это место:



В служебнике 1427 года, название поповской молитвы читаемой в это время в олтаре, объясняет действие обозначенное словом "предложение":



т.е. предложение - это поставление хлеба и вина на престол с последующим соборным прошением об исполнении Христова обетования и заповеди о Евхаристии.

Слова же "об освященных честных Дарех" (ектении покрывающей молитву анафоры) выражают соборное благодарение за исполнение прошения анафоры о преложении (пресуществлении).

Сама же ектения выражает надежду молящихся на то, что человеколюбец Бог, прияв принесенную ЖЕРТВУ (во святой Свой жертвенник) низпослет за это им (молящимся) благодать и Дар Духа Святаго.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 2
Зарегистрирован: 16.11.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.11.12 21:55. Заголовок: Сергiй пишет: Токос..


Сергiй пишет:

 цитата:
Токос, не могли бы Вы конкретизировать свой вопрос? Вы спрашиваете о том, как мы понимаем что происходит в момент между двумя ектениями в современном варианте богослужения...?

Да, и Вы вполне ответили. Спаси Христос.

Сергiй пишет:

 цитата:
выражают соборное благодарение за исполнение прошения анафоры о преложении (пресуществлении).

А в какой момент, если так можно сказать, происходит пресуществление, как Вы считаете?

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 168
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.11.12 03:00. Заголовок: Токос пишет: А в ка..


Токос пишет:

 цитата:
А в какой момент, если так можно сказать, происходит пресуществление, как Вы считаете?

Дело в том, что Христов Завет не дает нам никаких наставлений, касательно "момента" пресуществления. Апостолы и их ученики так же не передали нам такового понимания.

Внедрение "алхимического трактования", - удел позднего средневековья (Фома Аквинат и др.). За первоцерковь же свидетельствует блаженный апостол Павел:
 цитата:
Это значит, что всякий раз, когда вы едите этот хлеб и пьете эту чашу, вы возвещаете смерть Господа — до тех пор, пока Он не вернется.
(1 Кор., Гл. 11, ст. 26, РБО)

Но пусть человек сам сначала испытает себя, а потом ест этот хлеб и пьет эту чашу...
(1 Кор., Гл. 11, ст. 28, РБО)

Из литургики известно, что к данному посланию обращаются тексты Божественных Служб, в частности принятые сегодня в господствующих вероисповеданиях... Однако это не смущает никого.

Говоря непосредственно о самом Причастии ("всякий раз, когда вы едите и пьете") Павел использует слова "хлеб" и "чаша" (подчеркнем, греч. "артон" и "потирион"). И уже далее наставляет о том, что должно быть в душе и сердце верных:
 цитата:
потому что тот, кто ест и пьет, не признавая Тела, ест и пьет свой приговор. Вот почему среди вас так много слабых и больных, да и умерло немало.
(1 Кор., Гл. 11, ст. 29-30, РБО)

Павел говорит "не признавая Тела" (греч. "диакринон", славянское "ничесоже сумняшеся") Т.ь. не сомневаясь, принимая с верою ("различая Тело", "определяя Тело", "рассуждая о Теле", (син.)), т.ь. с верою в то, что Господь всегда исполнял и исполнит обещанное (и не наше дело знать как и когда). Апостол говорит о вере в Причастие ко Христу, о вере в то, что Евхаристия животворит эклессию благодарных членов Его Тела. Упованием на это и жив всякий христианин.

И еще один очень важный момент для понимания Павлового послания и сомнительности "пресуществлений-преложений".
Литургистами уже давно отмечено (и об этом при желании можно прочесть), что согласно Благовестию евангелиста Марка слова Господни на Вечери "Это Кровь Моего Завета" не принадлежат самой "евхаристии- благодарению", а являются пояснительными словами Христа после того, как ученики уже испили чашу.

Это низлагает доктрины "преложения-пресуществления" и показывает их, как некие искуственные интерполяции, всего лишь бесплодные попытки объять необъятное или восхитить на себя то, что не было возложено...
(Христос, как известно, все знает наперед, поэтому расположение слов в тексте этого Евангелия содержит четкое последование, - защиту от мудрований "о пресуществлении", которые вводят "момент" или " временной диапазон" "преложения").

Поясним это на примере внимательного прочтения.
В 14-й главе, Марк поставил 23-24-й стихи определенным образом.
О чаше:
 цитата:
Взяв чашу, Он произнес молитву благодарения и подал им. И все пили из нее.

(Гл. 14, ст. 23, пер. РБО)

И только после того, как "выпили из нее все" следует 24-й стих:
 цитата:
И сказал им. Это есть Кровь Моего Завета, за многих возливаемая...

(Гл. 14, ст. 24, греч. UBS/3)

Вкупе:
 цитата:
И взявший чашу поблагодаривший дал им, и выпили из неё все.
И сказал им, Это есть кровь Моего Завета возливаемая за многих.

(Греч. подстр. с UBS/3)



Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 169
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.11.12 03:52. Заголовок: Друг, хотелось бы по..


Друг, хотелось бы поблагодарить Вас за участие.

Вообще, вопрос о "преложении" трудно недооценить. Он позволяет нам прикоснуться к генезису понимания сути Евхаристии.

А это понимание, в свою очередь, выражает веру людей (причем, значительных по численности групп). Таким образом, изучая богослужебную практику разных эпох, мы имеем уникальные в своем роде свидетельства... Это некие вехи пути, которые еще раз подвигают задуматься нас о сути Слова Божиего:
 цитата:
Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

(Лк. 18:8, греч. UBS/3)





Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 8
Зарегистрирован: 16.11.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.11.12 04:12. Заголовок: То есть, если кратко..


То есть, если кратко, то приносимый хлеб и вино в процессе Евхаристии становятся Кровь и Плотью Христа, однако выделить какой-то конкретный момент мы не можем, но должны воспринимать всю Евхаристию целостно. Я правильно понимаю Вашу позицию? Если правильно, то у меня вопрос: конечный момент изменения Даров в Евхаристии мы указать можем безошибочно, он не может быть позже акта Причащения, а каков первичный? Откуда следует делать, по-Вашему, отсчет: от приходных поклонов, от проскомидии или от иного момента?

"Все испытывайте, хорошего держитесь" (1Фесс.5:21) Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 170
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.11.12 04:55. Заголовок: Токос пишет: конечн..


Токос пишет:

 цитата:
...но должны воспринимать всю Евхаристию целостно...
конечный момент изменения Даров в Евхаристии мы указать можем безошибочно, он не может быть позже акта Причащения, а каков первичный? Откуда следует делать, по-Вашему, отсчет: от приходных поклонов, от проскомидии или от иного момента?

То, что мы приводим в этой и соседних темах, говорит именно о целостном (ином) восприятии.

Мы исходим от того богословия и понимания, которое имеем на сегодняшний день. Это, прежде всего, Христов Завет, послания и ранние Анафоры, выражающие суть веры (такие как Дидахи).

Т.е. мы ориентируемся на те источники, которые дошли до нас от первых христиан.
А они, повторюсь, ничего не говорят нам о "моменте", да и о самом "преложении-пресуществлении" (в том понимании, в котором Вы задаете вопрос).

О "начатке" же имеются следующие свидетельства.

Согласно патриаршему константинопольскому Евхологию (св. Марка, гр. 336) мы имеем лишь молитву, "творимую предстоятелем в скевофилакии при положении хлеба на дискос" (с. 75 в русск. издании). Вот и вся проскомидия была!

Скрытый текст


Анализ Анафор показывает, что они-то и есть не что иное, как Службы ранней церкви. Переосмысление расширило Анафору (ы) до нынешних масштабов (к чему это ведет отдельный разговор). И, по факту, надо признать, что сегодня в алтаре реально происходит еще одна автономная от паствы служба (между своими), она очень короткая и определяется границами Анафоры и причащением священства.

Это должен понимать каждый служащий. Все остальное, лишь предшествует ей (в Евангелии, - учительно по примеру Христа, умывшего ноги! в сегодняшней же практике, - ветхозаветно-жречески, с закаланиями, предуготовлениями "агнца" под пение псалмов...) и в общем-то не входит в благодарственный канон...

Господь дал простую заповедь "Сие Творите". Показал как. Он не объяснил, коим образом и в "какой момент" исполнит обещанное...

Вопрос, так или иначе, упрется в природу времени, которая нам до конца не известна.
Евхаристия же вне времени, в ней каждый раз исполняется Вечеря Господня, приобщая верных ко Христу.

Вопрос о моменте сложен (и на мой взгляд бессмысленен) еще и вот почему.
Какой бы момент времени мы не указали (как отправную точку), эта точка будет всегда относительна какого-то другого момента...

Т.е. даже сама природа времени никогда не позволит нам это выяснить...
И попытки эти, на мой взгляд, бесплодны...

Констатировать можно лишь одно, по благодарении, после Причастия всех, исполняется заповеданная Христом Вечеря.
Начальная же точка, - начало службы. А оно менялось с годами (т.ь. "плавало").

Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 265
Зарегистрирован: 11.09.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.11.12 05:23. Заголовок: Токос, я тоже весьма..


Токос, я тоже весьма признателен Вам за участие в беседе и вполне согласен с Романом.

Позволю себе внести маленькие дополнения и вопрошания.

Как Вы считаете, в чём заключается таинство Евхаристии?

Есть два варианта (сразу оговорюсь - Таинство совершается! Мы полностью не разделяем протестантского учения о простом воспоминании):

- в превращении хлеба и вина (без изменения их органолептических свойств)
- в единении со Христом в единое Его Тело, которое происходит совершенно немыслимо с простой человеческой точки зрения - вкушением от единого хлеба и единой чаши.

В пользу второго варианта говорит текст древнейшей Анафоры:
 цитата:
"Учение Господа, переданное народам через 12 апостолов" (Дидахи)

Глава 9

1. Что же касается Евхаристии, совершайте ее так.
Скрытый текст



Глава 10

1. По исполнении же (вкушения) так благодарите:
Скрытый текст


цитируется по "Агиос-Канон", http://www.agioskanon.ru/didahi/001.htm
другие переводы, можем привести, в частности по изданию "Амфоры":
"Александрийская библиотека. Писания Мужей апостольских", С.П. 2007 г.
Да и в Писании, после того, как Христос говорит о Теле и Крови, он снова называет вкушение от Чаши, вкушением от лозы:
 цитата:
Когда они ели, Исус взял хлеб, произнес над ним молитву благодарения, разломил и дал им со словами:— Возьмите, это Мое тело!

Взяв чашу, Он произнес молитву благодарения и подал им. И все пили из нее.

Он сказал им:— Это Моя кровь, которая проливается за стольких людей, кровь Нового Договора.

Говорю вам: уже не пить Мне вино — плод виноградной лозы. Я буду пить новое вино в Царстве Бога.

(Мк., Гл. 14: ст. 22-25, РБО)

Токос пишет:
 цитата:
конечный момент изменения Даров в Евхаристии мы указать можем безошибочно

Мы не можем. Можем лишь говорить, что никакого явного изменения органолептических свойств хлеба и вина не происходит. Да и таинство для нас состоит в ином. Момент пресуществления теснейшим образом связан с приятием теории жертвы (что дополнительно выражено перенесением вечери на утро, т.е. на то время, когда Моисею заповедано приносить жертву). Так что разговор о "правильном" моменте пресуществления мы поддержать не готовы.

То, что пресуществление теснейшим образом связано с иудейским пониманием храмового жертвоприношения можно показать и на примере приведённых Вами ектений. Вот фрагмент покрывающей ектении:



Ектения говорит буквально о том, что поскольку Господь, принял жертву в свой небесный жертвеник, как приятное ему благовоние (современный старообрядческий текст), низпослет за это на нас благодать и дар Святаго Духа. Далее мы перечисляем, какие дары нам желательно бы получить: избавиться от всякой скорби гнева и нужи и т.д. - вполне нормальные договорные отношения, характерные для ветхозаветного понимания взаимоотношений с Богом.

Что же получается по структуре? Посмотрим:

- Как жертвенный скот (без изъяна) разводился и продавался прямо при храме, так сейчас (в старообрядчестве) просфиры пекутся специально учинёнными пожилыми женщинами или мужчинами, без наличия "оскверняющих" обстоятельств. (во времена раннего христианства хлеб просто приносился молящимися и лучший отбирался для службы)

- За закрытыми дверями, в святая святых (момент проскомидии я опускаю, для простоты, исходя сейчас из навязываемого современными жрецами понимания, что истинная жертва приносится во время евхаристического канона) совершается жертвоприношение обрамлённое двумя приведёнными Вами ектениями.

- Приносятся прошения и благодарение "Благодарим тя царю невидимыи...."

- Жричество причащается в олтаре, по сложному ритуалу. При этом часть жертвы отделяется жрецу (попу), часть левитам (диаконам), а часть отдаётся простецам, должным образом и в полном соответствии с июдейским понятием об очищении перед жертвоприношением, подготовившимися к вкушению жертвенной пищи.

- Вкушение жричества и непосвящённых происходит раздельно.

- В целом, сложно не заметить, что одновременно в храме идёт как бы две службы, время от времени пересекающиеся, но в кульминационных своих моментах разнесённые по времени и чинопоследованию. "Истинный храм" находится за перегородкой, куда не допускаются непосвящённые. Именно там и происходит причащение жричества, с соблюдением древних чинов братского лобзания и т.п. Простецы сведены до состояния зрителей, болящих и немощных, которых по причащении жричества приобщают (как и положено приобщать расслабленых) из ложечки (Символизирующей трость с которой Христа напоили оцтом. Не случайно же в процессе ВВ один из попов несёт скрещёными трость и копие - орудия жертвоприношения)

Если Вы внимательно посмотрите относительно какого чинопоследования Христос говорил "Сие творите", то неприменно заметите существенную разницу.

Разница в форме, порождается разницей в содержании. А при разнице в содержании, уместно ли говорить о совершении установленного Христом таинства? Напомню, происходит:

- не то (приведённый выше разбор можно и расширить)
- не тогда (утром а не вечером, что принципиально через понимание часто произносимого Спасом "вы говорите ...., а Я говорю вам...", т.е. противопоставление)
- не так
- и не там (в храме со святая святых, а не в горнице)

При желании можно утверждать, что всё нужно понимать "духовно" и на самом деле всё то и так, но почему тогда столько буквальных совпадений с ветхозаветностью?

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 9
Зарегистрирован: 16.11.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.11.12 05:31. Заголовок: Ваша позиция понятна..


Роман Ермаков пишет:

 цитата:
Т.е. даже сама природа времени никогда не позволит нам это выяснить...
И попытки эти, на мой взгляд, бесплодны...

Ваша позиция понятна. Но коль скоро, вся служба состоит из конкретных прошений, то по ним мы можем выделить все-равно более менее узкий отрезок времени по принципу просим-получаем. Так например, в чине Литургии св. Василия есть прошение: "Тебе просим и тебе молимся, Свете святых, благоволения Твоея благости, приити Духу Твоему Святому на ны и на предлежащая Дары сия. И благословити их, и освятити, и показати"(click here). Из этих слов следует, что по разуму составителя чина, Дары еще не освящены, то есть не являются Телом и Кровью. Затем идет призывание Св. Духа, благословение Даров (сравни Мр.14:22), в котором они именуются уже Телом и Кровью (click here). Не есть ли это указание на конкретный момент?

"Все испытывайте, хорошего держитесь" (1Фесс.5:21) Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 10
Зарегистрирован: 16.11.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.11.12 05:37. Заголовок: Роман Ермаков пишет:..


Роман Ермаков пишет:

 цитата:
Друг, хотелось бы поблагодарить Вас за участие.

Сергiй пишет:

 цитата:
Токос, я тоже весьма признателен Вам за участие в беседе

Спаси Христос. Направление в котором Вы обсуждаете вопросы на форуме весьма для меня интересно своим достаточно свежим взглядом, впрочем, и сами по себе обсуждаемые вопросы имеют важное, непреходящее значение.



"Все испытывайте, хорошего держитесь" (1Фесс.5:21) Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 11
Зарегистрирован: 16.11.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.11.12 05:46. Заголовок: Сергiй пишет: Мы не..


Сергiй пишет:

 цитата:
Мы не можем. Можем лишь говорить, что никакого явного изменения органолептических свойств хлеба и вина не происходит.

Ваша позиция, как я понимаю, заключается в том, что принимая с благодарением освященные этим благодарением хлеб и вино, мы становимся в мире горнем причастниками истинного Тела и истинной Крови, существо же хлеба и вина остается неизменным? Я правильно понимаю?

Токос пишет:

 цитата:
в превращении хлеба и вина (без изменения их органолептических свойств)
- в единении со Христом в единое Его Тело, которое происходит совершенно немыслимо с простой человеческой точки зрения - вкушением от единого хлеба и единой чаши.

Для меня на данный момент оба этих объяснения справедливы как-то комплексно...

"Все испытывайте, хорошего держитесь" (1Фесс.5:21) Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 266
Зарегистрирован: 11.09.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.11.12 06:05. Заголовок: Токос пишет: существ..


Токос пишет:
 цитата:
существо же хлеба и вина остается неизменным? Я правильно понимаю?

В подобных вопросах категоричность не вполне уместна, потому я воздержусь от однозначного ответа. Могу сказать лишь то, что мои несовершенные органы вкуса и восприятия не позволяют определить изменения органолептических свойств хлеба и вина. О мистических же изменениях говорить нет смысла, т.к. всё подаваемое нам Христос подавал явно и ничего не говорил тайно.

Вне зависимости от того происходит преложение хлеба и вина или нет, для нас это не имеет решающего значения, т.к. суть таинства именно в единении во Христе заповеданным Им способом. Происходит ли при этом изменение Даров, суть вопрос технический и от нас независящий. Нет смысла рассуждать о том, к пониманию чего нет адекватного инструментария и прямого Божиего Слова. (я дописал свой вышерасположенный ответ, возможно он ответит на часть вопросов)


Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 267
Зарегистрирован: 11.09.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.11.12 06:25. Заголовок: Токос пишет: Не есть..


Токос пишет:
 цитата:
Не есть ли это указание на конкретный момент?

Отчасти. Вопрос только в том, насколько эти литоргические тексты соответствуют службе совершавшейся при Василии Великом и при Иоанне Златоустом. Например, мы приводили в качестве указания на явный подлог вторую молитву верных, которая никак не может принадлежать Златоусту исходя из его же взглядов.

Современная служба составлена и заточена под жертву, она представляет собой редкостную мешанину и содержит в себе не менее трёх служб одновременно. Процесс доведения богословия и чинопоследования службы до современного её толкования и исполнения можно увидеть в том числе на примере трёх поклонов и слов Аввакума о разделяемых Теле и Крови при внесении их в олтарь.

Явно видно, что "живая традиция" не сразу догнала внедряемый иеросалимский устав, являющийся богослужебной основой современного старообрядчества, но не являвшийся таковым по исполнению ещё во времена Аввакума и Неронова.

Как это не парадоксально, современное старообрядчество по своему богослужению скорее раннее никонианство (с особенностями), чем дораскольная служба.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 14
Зарегистрирован: 16.11.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.11.12 22:59. Заголовок: Сергiй пишет: Могу ..


Сергiй пишет:

 цитата:
Могу сказать лишь то, что мои несовершенные органы вкуса и восприятия не позволяют определить изменения органолептических свойств хлеба и вина. О мистических же изменениях говорить нет смысла, т.к. всё подаваемое нам Христос подавал явно и ничего не говорил тайно.

Но ведь изначальное понимание, насколько я знаю, было всегда таким, что под видом хлеба и вина христиане принимают Кровь и Плоть. Раз под видом, следовательно, по физическим ощущениям (органолептически), это хлеб и вино, а фактически (не лишь мистически) Тело и Кровь. Именно поэтому мы в причастии обожаемся не символически, а фактически. Собственно и слово-то причастие говорит о том, что через этот акт мы подлинно становимся частью Подлинного Христа, а через него частью друг друга, соединяясь через его Кровь и Плоть в единое тело Церкви. Как-то так мне думается... Что Вы скажите?

Сергiй пишет:

 цитата:
Нет смысла рассуждать о том, к пониманию чего нет адекватного инструментария и прямого Божиего Слова.

Инструментарий здесь все-таки вера, а слово прямо называет Дары Кровью и Плотью, не символом или образом.

Сергiй пишет:

 цитата:
я дописал свой вышерасположенный ответ, возможно он ответит на часть вопросов

Очень интересный взгляд на историю развития литургической традиции, которая, с Вашей точки зрения, не только развилась, но и мутировала в совершенно противоположную изначальной. Обязательно хочу это обсудить, когда закончим с сущностью Даров

"Все испытывайте, хорошего держитесь" (1Фесс.5:21) Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 171
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.12 05:12. Заголовок: Токос пишет: Ваша по..


Токос пишет:
 цитата:
Ваша позиция понятна. Но коль скоро, вся служба состоит из конкретных прошений, то по ним мы можем выделить все-равно более менее узкий отрезок времени по принципу просим-получаем.

Еще раз подчеркну, что Вы говорите о современной службе и нынешнем богословии. Мы же привели Анафору "Учения 12 апостолов", которая отражает суть первохристианского понимания Евхаристии, как "благодарения", (чему соответствует и само греческое слово "эухаристэо" благодарение"). И прошения в ней далеко не те, что сейчас:
 цитата:
Как сей преломляемый хлеб был рассеян по холмам и собранный вместе стал единым, так и Церковь Твоя от концев земли да соберется в царствие Твое, ибо Твоя есть слава и сила чрез Исуса Христа во веки

(Гл. 9: 4)

или:
 цитата:
Помяни, Господи, Церковь Твою, да избавишь ее от всякого зла и усовершишь ее в любви Твоей, и от четырех ветров собери ее, освященную в царство Твое, которое Ты уготовал ей, потому что Твоя есть сила и слава во веки (Гл. 10:5)

Как видим, в Дидахи нет "эпиклезы" с призванием Параклита "приложить" Дары, как в ЗЛАТ современной редакции (степень "современности" ЗЛАТ можно показать отдельно на каком-нибудь коротком примере, если есть желание, кое что имеется касат. "пресуществления")...

Оба прошения Дидахи не содержат того, что позволяет делать выводы о том понимании, в котором есть некое "до" и некое "после" ("по принципу: просим-получаем"). Обращаю внимание, на то, что второе прошение Дидахи (10:5), по данной редакции, расположено уже после Причастия и по содержанию отлично от современных.

Вообще, надо сказать еще и вот о чем. Сегодня ектинии имеют высокую "степень рассеяния" по Службе. Их местоположения формировались не в один день, и изначально были иными, так же имеется различие по их количеству, относительно древних служб.

Это касается и той литании, о которой говорили Вы ("О предложенных честных дарех...").

В принципе, вопрос уже тщательно исследован Тафтом. Во втором томе "Истории Литургии св. И. Златоуста. Великий Вход" (Омск. 2011 г.) он дает общепринятый текст литании (греч. и славянск. версию) и пишет следующее:

 цитата:
Рассматриваемая литания составлена из прошений "Ангела мирна", или этисиса, как данный элемент обычно называется. Этисис традиционно предшествует заключительному благословению, или "молитве преклонения", в византийских службах суточного круга, но упоминание "утреннего" или "вечернего" богослужения исчезло из прошения "Исполним молитву нашу Господеви" и дополнилось просьбой о Дарах "О предложенных честных дарех Господу помолимся" и двумя дополнительными прошениями синапты "О святем храме...", "О избавитися нам от всякыя скорби, гнева..."

(Гл. IX "Литания после Великого входа", с. 381)



Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 16
Зарегистрирован: 16.11.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.12 06:22. Заголовок: Роман Ермаков пишет:..


Роман Ермаков пишет:

 цитата:
Мы же привели Анафору "Учения 12 апостолов"



 цитата:
В Дидахи нет "эпиклезы" с призыванием Параклита "приложить" Дары

А насколько аутентичны, по-вашему, "Дидахи" и "Апостольские постановления" Климента Римского?

Роман Ермаков пишет:

 цитата:
Вы говорите о современной службе



 цитата:
В Дидахи нет "эпиклезы" с призыванием Параклита "приложить" Дары, как в ЗЛАТ современной редакции

А когда, по-вашему, произошло данное изменение? Что значит "современная редакция"?

"Все испытывайте, хорошего держитесь" (1Фесс.5:21) Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 270
Зарегистрирован: 11.09.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.12 07:02. Заголовок: Токос пишет: Что зна..


Токос пишет:
 цитата:
Что значит "современная редакция"?

Тот текст, по которому сейчас просходит служба и который зафиксирован в современных служебниках.

Токос пишет:
 цитата:
А насколько аутентичны, по-вашему, "Дидахи" и "Апостольские постановления" Климента Римского?

Апостольские постановлдения аутентичны настолько же насколько и Евангелия, т.к. имеют весьма широкое распространение по всему миру и датируется не позднее IV века самыми осторожными исследованиями.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 17
Зарегистрирован: 16.11.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.12 07:12. Заголовок: Сергiй пишет: Тот т..


Сергiй пишет:

 цитата:
Тот текст, по которому сейчас просходит служба и который зафиксирован в современных служебниках.

А насколько именно, по-вашему, ново или старо существующее сейчас чинопоследование Литургии, в частности, акт благословение Даров, который по смыслу произносимых слов соделывает хлеб Телом, а вино Кровью Христа? К какому конкретно времени Вы относите появление современного(?) текста?

Сергiй пишет:

 цитата:
Апостольские постановлдения аутентичны настолько же насколько и Евангелия, т.к. имеют весьма широкое распространение по всему миру и датируется не позднее IV века самыми осторожными исследованиями.

Это мне известно, но уверен, что и Вы знаете, что текст Постановлений был подвергнут сомнению 6-м Вселенским Собором (2пр.), как неиспорченный от еретиков. Принимая во внимание этот факт, как Вы выделяете, что в Постановлениях аутентично, а что является следствием правки неких еретиков? И что Вы скажите относительно подлинности Дидахи?

"Все испытывайте, хорошего держитесь" (1Фесс.5:21) Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 272
Зарегистрирован: 11.09.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.12 07:48. Заголовок: Токос пишет: акт бла..


Токос пишет:
 цитата:
акт благословение Даров, который по смыслу произносимых слов соделывает хлеб Телом, а вино Кровью Христа?

т.е. Вы утверждаете, что "акт" соделывает хлеб и вино Телом и Кровью?

Токос пишет:
 цитата:
К какому конкретно времени Вы относите появление современного(?) текста?

В чьей традиции?

Токос пишет:
 цитата:
и Вы знаете, что текст Постановлений был подвергнут сомнению 6-м Вселенским Собором

Нет не был. Пятый и Шестой ВС не оставили после себя правил. Сей вопрос подробно разобран в нашей книге о пасхалии, так что не буду повторяться и отошлю Вас к соответствующему прочтению.

Токос пишет:
 цитата:
И что Вы скажите относительно подлинности Дидахи?

Сей вопрос относится к области текстологии и подробно изучен библеистами, в частности Б.М. Метцгером и изложен в его книге "Текстология Нового Завета".

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 18
Зарегистрирован: 16.11.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.12 08:02. Заголовок: Сергiй пишет: т.е. ..


Сергiй пишет:

 цитата:
т.е. Вы утверждаете, что "акт" соделывает хлеб и вино Телом и Кровью?

Я не утверждаю, я делаю осторожный вывод из слов. Если сказано: "сотвори хлеб Телом, преложи его Духом Твоим Святым",- то я право не знаю, как это можно понимать иначе...

Сергiй пишет:

 цитата:
Нет не был. Пятый и Шестой ВС не оставили после себя правил. Сей вопрос подробно разобран в нашей книге о пасхалии, так что не буду повторяться и отошлю Вас к соответствующему прочтению.

Спаси Христос. Обязательно ознакомлюсь. Это Вы имеете в виду "Размышление о пасхалии", если да, то есть ли она в электронном виде?

Сергiй пишет:

 цитата:
В чьей традиции?

Ну, например, служебник, изданный при русском патриархе Иосифе. В нем ведь уже отражено понимание Евхаристии, как жертвы, в нем есть акт благословения/приложения Даров. Как долго, по-вашему, в Церкви существует именно такая анафора (с благословением и преложением) и именно таким пониманием?

"Все испытывайте, хорошего держитесь" (1Фесс.5:21) Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 274
Зарегистрирован: 11.09.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.12 08:04. Заголовок: Токос пишет: Но ведь..


Токос пишет:
 цитата:
Но ведь изначальное понимание, насколько я знаю

Если не затруднит, приведите несколько примеров такового изначального понимания, которые могут идентифицироваться именно как изначальные. (Прежде чем что-то обсуждать, желательно быть уверенным в том, что обсуждаем мы одно и тоже).

Токос пишет:
 цитата:
а слово прямо называет Дары Кровью и Плотью, не символом или образом



А потом снова плодом лозы? Вы предлагаете ввести момент обратного пресуществления?

Сергiй пишет:
 цитата:
Когда они ели, Исус взял хлеб, произнес над ним молитву благодарения, разломил и дал им со словами:— Возьмите, это Мое тело!

Взяв чашу, Он произнес молитву благодарения и подал им. И все пили из нее.

Он сказал им:— Это Моя кровь, которая проливается за стольких людей, кровь Нового Договора.

Говорю вам: уже не пить Мне вино — плод виноградной лозы. Я буду пить новое вино в Царстве Бога.

(Мк., Гл. 14: ст. 22-25, РБО)



Токос пишет:
 цитата:
Обязательно хочу это обсудить

С удовольствием. Для этого обсуждения лучше будет открыть отдельную тему.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 276
Зарегистрирован: 11.09.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.12 08:32. Заголовок: Токос пишет: если да..


Токос пишет:
 цитата:
если да, то есть ли она в электронном виде?

http://samstar.ucoz.ru/news/paskhalija/2011-10-20-5004

Токос пишет:
 цитата:
Ну, например, служебник, изданный при русском патриархе Иосифе. В нем ведь уже отражено понимание Евхаристии, как жертвы

Ну и что? Вы предлагаете в понимании христианства отталкиваться от XVII века? В то время и антилютеранский катехезис Зизании издан, на котором клейма ставить негде.

Токос, давайте, прежде чем продолжить беседу начнём с позитивного изложения Вами своей позиции. Лоскутно беседовать смысла не имеет. Вы хотите поговорить насколько дораскольное богословие соответствует нынешнему - давайте поговорим. Вы хотите критически рассмотреть текст современной литургии? - Для этого есть соответствующая литература, которую Вы и сами можете прочитать. Да и мы в разделе "Евхаристия" планируем это постепенно сделать.

Так что давайте начнём с вашей положительной программы.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 285
Зарегистрирован: 11.09.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.11.12 20:37. Заголовок: Роман Ермаков пишет:..


Роман Ермаков пишет:
 цитата:
Древний чин трех земных поклонов на "Великом Входе"

Есть люди, которые утверждают, что указание о земных поклонах на ВВ относится только к будним дням, но не к Воскресному, когда поклоны поясные, а лишь один земной.

Не будем заострять, почему ж один земной остался. Воскресение же? А что это за величина такая, которая собой Воскресение перекрывает и? Оставим для полемических выкрутасов и объяснение того, чему в будни земно кланяются-то? Хлебу? Вину? Иерею? Ещё не телу, но уже и не хлебу? Ещё не Крови, но уже и не вину? (что уже из области каких-то непонятных состояний и однозначно противоречит Христову Слову: да - да, нет - нет). А может так просто, для разминки?

Обратим внимание лишь на то свидетельство поморских ответов в котором говорится о неотложности земных поклонов на Великом Входе. Неотложно - это значит всегда, в любой день. Например земной поклон на "Достойно ..." полагается неотложно всегда, кроме как после трапезы. А тут никаких кроме. Неотложно и всё.



Поморским ответам, рассказывающим о современной им традиции, веры больше, чем современным оправдателям своего отступления от живой традиции дораскольной службы.

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 200
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.12.12 16:11. Заголовок: Роман Ермаков пишет:..


Сергiй
 цитата:
Пресуществление теснейшим образом связано с иудейским пониманием храмового жертвоприношения...

Роман Ермаков пишет:

 цитата:
Одной из важнейших особенностей этого сознания и является отсутствие в нем каких-либо черт позднелатынской концепции пресуществления.

Т.е. в Церкви Христовой такового понимания Евхаристии просто не было... А за этим стоят очень серьезные доктрины, связанные с древним жреческим восприятием...

По Фоме Аквинскому, Евхаристия есть:
 цитата:
Имолацио Кристи

Т.е. убиение, заклание Христа.

Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 203
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.12.12 19:40. Заголовок: Роман Ермаков пишет:..


Роман Ермаков пишет:

 цитата:
о вере в Причастие ко Христу

Иоанн Дамаскин "О святых и пречистых Таинствах Господних":
 цитата:
…так и хлеб общения не простой хлеб, но соединенный с Божеством...

...очищаясь, мы соединяемся с Телом Господа и Духом Его и делаемся Телом Христовым.

...Причащением же называется [Таинство] потому, что через него мы причащаемся Божества Исуса Христа, а общением и называется, и по истине есть следствие того, что через Него мы вступаем в общение со Христом и принимаем участие в Его как плоти так и Божестве, ибо так как мы причащаемся от единого хлеба, то все делаемся единым Телом Христовым, и единою кровью и членами друг друга будучи составляющими одно тело со Христом...

цит. по изд. "Творения Ин. Дамаскина. Точное изложение православной веры", С.П. 1894, Москва-Ростов-на-Дону 1992 г.
стр. 223-225



Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 33 , стр: 1 2 3 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  -1 час. Хитов сегодня: 4
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия