АвторСообщение
редактор




Сообщение: 446
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.05.13 16:39. Заголовок: "Пресуществление". История термина.


Сущность многочисленных богословских споров XVI, XVII, XVIII веков по данному вопросу сводилась к одному:

было ли в истории древней Церкви учение о "пресуществлении" или нет ?

Западная католическая схоластика (сосредоточившись на вопросе: "что же происходит с хлебом и вином на Евхаристии?") дала однозначный ответ, - "Да".

Согласие с этим выразило и восточное православие. В своем труде «Анафора» Н. Д. Успенский заявляет:
 цитата:
Принятие православным Востоком римо-католического учения о Евхаристии исторически объясняется тем, что богословская наука на Востоке в условиях турецкого порабощения греков находилась в состоянии упадка;

в России же до XIX столетия существовали только две высших богословских школы — Киевская и Московская духовные академии, богословское образование в которых находилось по крайней мере до середины XVIII века под влиянием римо-католического...

(Успенский Н. Д. "Святоотеческое учение о Евхаристии и возникновение конфессиональных расхождений")





Другой взгляд отразил иную точку зрения:

"учение о пресуществлении, - явление позднейшее, которое не было известно Церкви первых XI веков", а сам термин "transsubstantatio", который выражает это понятие появился "лишь после отделения западной церкви от восточной". "Пресуществление" связано с работами Фомы Аквината и его последователей...

Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 19 , стр: 1 2 All [только новые]


редактор




Сообщение: 537
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.07.13 04:56. Заголовок: В отличии от периода..


В отличии от периода XV- XVI вв. (времени появления и утверждения в Греции термина "метусиосис") XVII век дает большее число свидетельств. Причем имеются документы написанные людьми не приемлющими схоластические трактования происходящего на Евхаристии...

Так, например, в 1633 г. появляется знаменитая книга "Сonfessio Christianae fidei" подписанная именем константинопольского патр. Кирилла Лукариса, в котором говорилось следующее:
 цитата:
Мы признаем в Евхаристии присутствие истиннаго и реальнаго Тела Христова, то присутствие, которое вера нам дает (греч. "паристиси"), но не то, о котором учит пресуществление ("метусиосис")...

(там же С. 314)

цит. по "Сonfessio Christianae fidei". Genevae. 1633 г., XVII, p. 39.



Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 538
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.07.13 05:19. Заголовок: Прямое отрицание пре..


Прямое отрицание пресуществления в Таинстве Евхаристии сподвигло некотрых на решительные действия. В этом отношении знаменателен следующий факт.

Известно, что при поставлении Парфения (второго приемника Лукариса на патриаршем престоле (1640 г.)) ученому греку Коридаллевсу, предложено было произнести панегирик вновь избранному патриарху. В нем он коснулся предшественников Парфения. И в частности похвалил не только Кирилла, но и "Исповедание", утверждая, что
 цитата:
в нем содержится истинное учение восточной Церкви...

(там же С. 315)

Патриарх Парфений поручил Мелетию Сиригу обличить Кориаллевса и Мелетий произнес речь в защиту пресуществления...

Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
редактор




Сообщение: 539
Зарегистрирован: 12.09.12
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.07.13 07:38. Заголовок: В не зависимости лот..


В не зависимости от того, был ли патр. Кирилл Лукарис автором "Исповедания" или нет, факт споров, словно зеркало отразивших полярность взглядов того времени, говорит сам за себя...

Мир Божий да будет с нами Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 222
Зарегистрирован: 11.09.12
Откуда: Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.07.13 08:08. Заголовок: Роман Ермаков пишет:..


Роман Ермаков пишет:

 цитата:
— Эранист [этим именем обозначены последователи свт. Кирилла Александрийского, в первую очередь, Евтихий Константинопольский]:

Символы Владычнего Тела и Крови таковы лишь до священнического призывания (ἐπικλήσεως), после же призывания они прелагаются (μεταβάλλεται) и становятся другими…

— Ортодокс [сам блж. Феодорит]:

… Нет, и после освящения таинственные символы не выходят из своей природы (φύσεως), ибо остаются в первоначальной сущности (οὐσίας) и образе, и виде; и созерцаются, и осязаются такими же, как были...


Очень показательно, жаль что сегодня победила людские умы антропофагия

Спаси Христос: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 19 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  -1 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия